10 лет назад (1967) советская космическая станция «Венера-4» совершила первую посадку на поверхность Венеры
Венера - ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Еще в 1761 году Михаил Ломоносов предположил наличие у Венеры атмосферы, но только через двести лет первые межпланетные автоматические станции стали совершать полеты в сторону Венеры и пополнили сведения об этой планете. 4 июня 1960 года вышло постановление правительства СССР «О планах освоения космического пространства», которое предписывало создать четырехступенчатую ракету-носитель для полета на Марс и Венеру. Новая ракета-носитель была разработана на базе ракеты Р-7. Разработка автоматической межпланетной станции (АМС) для полета к Венере проводилась во второй половине 1960 года. Первый успешный пуск ракеты-носителя с автоматической межпланетной станцией на борту состоялся 12 февраля 1961 года. На орбиту вышла АМС с разгонным блоком Л, обогнула Землю и над Экваториальной Африкой впервые в мире стартовала в сторону Венеры. Эта станция получила название «Венера-1». При проектировании первых космических аппаратов (КА) для изучения атмосферы и поверхности этой планеты ученые еще не знали, на какое давление атмосферы должны быть рассчитаны аппараты. КА «Венера-1» весной 1961 года пролетел на расстоянии 100000 километров от планеты. Аппаратом пролетного типа был также и КА «Венера-2», прошедший на расстоянии 24000 километров от Венеры в феврале 1966 года. 1 марта 1966 года советский космический корабль «Венера-3» совершил посадку на планете, что стало первым межпланетным перелетом по трассе Земля-Венера. 12 июня 1967 года была запущена станция «Венера-4», которая 18 октября опустилась на планету. Впервые были произведены прямые измерения в атмосфере другой планеты в процессе парашютного спуска космического аппарата на Венеру. Научные исследования станции показали отсутствие на Венере магнитного поля и радиационных поясов. Именно тогда был определен и состав атмосферы. 15 декабря 1970 года произошла первая мягкая посадка на поверхность Венеры спускаемого аппарата «Венера-7». 22 июля 1972 года состоялась мягкая посадка на освещенную сторону Венеры спускаемого аппарата «Венера-8». 8 и 14 июня 1975 года в Советском Союзе были запущены АМС «Венера-9» и «Венера-10», посадочные модули которых 22 и 25 октября того же года совершили мягкую посадку на поверхность Венеры и впервые передали черно-белое изображения этой планеты. В 1982 году, 1 марта, космические аппараты «Венера-13» и «Венера-14» передали цветные изображения поверхности Венеры на Землю. 16 октября 1983 года с помощью космических аппаратов «Венера-15» и «Венера-16» начались работы по глобальному радиолокационному картографированию поверхности Венеры. 15 и 21 декабря 1984 года был выполнен запуск советских космических аппаратов «Вега-1» и «Вега-2», предназначенных для исследования Венеры и кометы Галлея. 11 и 15 июня 1985 года эти АМС достигли Венеры и сбросили в ее атмосферу посадочные модули. В результате экспериментов, проведенных с помощью космических аппаратов, Венера достаточно подробно исследована.
60 лет назад (1947) на полигоне Капустин Яр состоялся запуск первой отечественной баллистической ракеты А-4
13 мая 1946 года вышло постановление Совета Министров о развитии в СССР реактивного вооружения, согласно которому были образованы КБ и НИИ по ракетной технике, создан Государственный полигон Капустин Яр. Для развертывания работ поручалось использовать как задел опыт работы по реактивному вооружению Германии, определялись задачи по восстановлению технической документации и образцов дальнобойной управляемой ракеты Фау-2 и зенитных управляемых ракет Вассерфаль, Рейнтохтер, Шметтерлинг. 1 октября 1947 года Капустин Яр был полностью готов для проведения пусков ракет. 14 октября сюда прибыли два спецпоезда с оборудованием ракеты А-4 (Фау-2).
18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут по московскому времени произведен первый в СССР старт баллистической ракеты А-4. Ракета поднялась на высоту 86 километров и достигла поверхности Земли в 274 километрах от места пуска. Этим пуском начата серия летных испытаний ракеты А- 4. В период с 18 октября по 13 ноября 1947 года запущено 11 ракет. Были удачи, были отказы, но это касалось ракет, а не наземного оборудования. Из Капустина Яра совершены запуски первых советских баллистических ракет конструкции Сергея Королева Р-1, Р-2, Р-11, Р-5 и созданных на их базе геофизических ракет, а также баллистических ракет конструкции Михаила Янгеля Р-12 и Р-14. 31 августа 1959 года на полигоне Капустин Яр впервые в истории был произведен пуск ракеты из шахты: ракета средней дальности Р-12 достигла расчетного района, ознаменовав таким образом новую эпоху в истории создания и развития отечественной ракетной техники. 16 марта 1962 года Капустин Яр из ракетного полигона превратился в космодром. В тот день был осуществлен запуск спутника «Космос-1». С космодрома Капустин Яр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовались ракеты-носители небольшой мощности. С 14 октября 1969 года Капустин Яр функционирует как международный космодром. В тот день состоялся запуск спутника «Интеркосмос-1», созданного специалистами социалистических стран. Из Капустиного Яра ушли в полет индийские спутники «Ариабхата» и «Бхаскара», французский спутник «Снег-3». Большую роль сыграл Капустин Яр в подготовке квалифицированных кадров испытателей ракетно-космической техники и руководящих кадров для новых космодромов. Шли годы, сменялись поколения, совершенствовалась техника. Многие образцы ракетно-космической техники получили путевку в жизнь на полигоне Капустин Яр. Сегодня полигон - это крупнейший научно-исследовательский и испытательный центр. Он располагает высококвалифицированными научными и испытательскими кадрами, оснащен современным оборудованием и техникой.
310 лет назад (1697) родился КАНАЛЕТТО, итальянский живописец
Каналетто - мастер городского пейзажа - ведуты. В Венеции XVIII века жанр ведуты достиг необыкновенного расцвета. Возглавил венецианский ведутизм, выделившийся в самостоятельный жанр, Джованни Антонио Канале, по прозвищу Каналетто. Родился в Венеции. Начал работать как живописец в декоративной мастерской своего отца, Бернардо Канале. В 1719 году отправился в Рим, где, посвятив себя живописи, писал пейзажи. В Риме на него большое влияние оказал голландский художник Гаспар ван Виттель, который познакомил Каналетто с известным в Голландии жанром ведуты (пейзаж, документально точно изображающий вид определенной местности или города). Вернувшись в Венецию, Каналетто стал работать самостоятельно и быстро прославился. Он тщательно воспроизводил виды города, работал под открытым небом, что в то время было новшеством, делал зарисовки карандашом с натуры, помечая на них соответствующие цвета. Каналетто использовал камеру-обскура - закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок. На противоположной стенке или матовом стекле лучи света через систему линз создавали перевернутое цветное уменьшенное изображение. Камеры использовалась пейзажистами XVIII для точного воспроизведения видов, были одним из источников искусства панорамы и явились своего рода прототипом фотографического объектива. Но технические приемы и теоретические знания сопровождались у Каналетто способностью передать состояние атмосферы и в живой манере охарактеризовать своих персонажей. Его картины становились яркими и выразительными благодаря верности деталям, глубине пространства. Для картин Каналетто были характерны теплая живописность, противопоставление света и тени, тонкие переходы тонов. Многочисленные ведуты Каналетто отличаются совершенством перспективных построений, тонкостью цветового решения и точностью в передаче световоздушной среды: «Вид на Большой канал», «Вид на церковь Санта Мария делла Салюта», «Вид на Скуола делла Карита». Он создал целую серию разнообразных, но написанных в одном стиле городских пейзажей. В 1746 году Каналетто уехал в Лондон, где прожил 10 лет. Специфика пейзажей Англии, другие краски, преобладающие в атмосфере страны, изменили палитру Каналетто («Замок Алнвич», «Итонская часовня»). В 1763 году он был избран в члены Венецианской академии живописи. Умер Каналетто 20 апреля 1768 года, похоронен в церкви св.Лио.
80 лет назад (1927) родился Джордж Кэмпбелл СКОТТ, американский актер, режиссер
Джордж Кэмпбелл Скотт родился в США. Прослужив четыре года в морской пехоте во время второй мировой войны, увлекся театром. Прошел путь от любительских университетских постановок до бродвейской сцены. После ряда ролей на телевидении дебютировал в кино в вестерне «Дерево для повешенных», в тот же год сыграл роль прокурора в судебной драме Отто Преминджера «Анатомия убийства», получив номинацию на «Оскар» за роль второго плана. Закрепил свой успех фильмом «Мошенник» и главной ролью в детективе Джона Хьюстона «Список Адриана Мессенджера». Проявил яркий комедийный талант в ленте Стэнли Кубрика «Доктор Стрэнджлав». Сыграл одну из своих лучших ролей в драме Ричарда Лестера «Петулия» и самую знаменитую - в биографическом фильме «Пэттон» об эксцентричном американском генерале, герое второй мировой войны. Получив «Оскар» за эту картину, Скотт стал первым актером, отказавшимся от премии, которую он еще раньше объявил бессмысленной и необъективной (позднее его примеру последовал Марлон Брандо). В отличие от большинства звезд, Скотт был прежде всего блестящим характерным актером, наделенным огромной внутренней энергией и магнетизмом. Его присутствие на экране затмевало любых партнеров, однако, начиная с 1970-х годов, роли все чаще оказывались недостойны его дарования. Среди самых удачных фильмов этого периода были комедии «Они могут быть гигантами» и «Больница». После ряда неудач (поставленные им самим фильмы «Ярость», «Дикарь на свободе») он тонко сыграл роль ревностного кальвиниста в драме Пола Шрейдера «Жесткое порно». В 1980-е Скотт все чаще снимался на ТВ, где среди лучших его работ были Фейджин в «Оливере Твисте», Скрудж в «Рождественской песне» и заглавная роль в сериале «Муссолини: Нерассказанная история». В 1993 году он сыграл небольшую роль в триллере Гарольда Беккера «Злой умысел». Умер Джордж Кэмпбелл Скотт 22 сентября 1999 года.
65 лет назад (1942) открыт Ленинградский (Санкт-Петербургский) театр имени В.Ф.Комиссаржевской (открытие состоялось в дни блокады города)
Одним из интереснейших театров Санкт-Петербурга является театр имени В.Ф.Комиссаржевской. Театр находится в знаменитом торговом комплексе «Пассаж», который был построен на купленном графом Стенборк-Фермором участке в 1846-1848 годах. Здесь, помимо театра, размещались торговые павильоны, анатомический музей, различные диорамы и панорамы, кафе. Тогда же со стороны Итальянской улицы был устроен огромный концертный зал театра, в котором проходили выступления эстрадных ансамблей, частных театральных трупп и различных цыганских ансамблей. С 1904 года по 1906 год в театральном зале «Пассажа» выступала театральная труппа известнейшей актрисы Веры Комиссаржевской (в 1959 году театру было присвоено ее имя). После смерти актрисы ее театральный коллектив распался.
Открытие Театра имени В.Ф.Комиссаржевской, в то время Блокадного театра, состоялось 18 октября 1942 года, когда здесь прошла премьера спектакля по пьесе Константина Симонова «Русские люди». Во время блокады Ленинграда театр продолжал работать. Были поставлены «Фронт» Корнейчука, «Нашествие» Леонова, «Жди меня» Симонова и другие военно-патриотические спектакли. Труппа театра также выезжала в военные госпитали на линию фронта, поддерживая боевой дух солдат. В послевоенном репертуаре театра была широко представлена русская классика («Воскресение» по Л.Толстому, «Преступление и наказание» по Ф.Достоевскому, «Женитьба» Н.Гоголя, «Сомов и другие», «Старик» М.Горького, «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого) и многие другие. В настоящее время театр имени В.Ф.Комиссаржевской дает представления не только в здании на Итальянской улице, но и много гастролирует по всему миру. Коллектив театра играет на сцене не только российскую и зарубежную классику, но и пьесы современников. Одни из самых популярных спектаклей, идущих в Театре имени В.Ф.Комиссаржевской - «Месяц в деревне» И.Тургенева, «Буря» В.Шекспира, «Дама с камелиями» А.Дюма, «Шут Балакирев» Н.Горина.
66 лет назад (1941) в Японии арестован советский разведчик Рихард Зорге
Рихард Зорге - уникальная личность XX века, блестящий публицист, историк, аналитик, геополитик. Но главное - советский разведчик. Зорге работал в Токио с 1935 года. Он сообщил в Москву о решении Токио не начинать войну против СССР до весны 1942-го, что позволило советскому командованию перебросить на Запад с Дальнего Востока 26 свежих дивизий, из которых 16 - под Москву, и выиграть сражение за столицу. О Зорге написаны тома как отечественными, так и зарубежными литераторами, журналистами, историками, профессиональными разведчиками. В архивах собраны сотни его открытых газетно-журнальных выступлений и не меньшее количество оперативных шифровальных донесений, сыгравших большую роль в международных отношениях в 1930-1940-х годах. Он был арестован японской контрразведкой 18 октября 1941 года и осужден на смерть. Был казнен 7 ноября 1944 года.
В июле 2000 года в возрасте 89-ти лет умерла Исии Ханако, с которой более десяти лет была связана судьба легендарного советского разведчика. Она оставила несколько книг о «встречах с человеком по имени Зорге». Это она после 1945-го года первой стала разыскивать Зорге, и 16 ноября 1949 года в общей могиле, разрытой на краю тюремного кладбища, обнаружила останки Рихарда. Она опознала его по пряжке на поясе, очкам, которые он стал носить незадолго до ареста в октябре 1941-го, по следам от ран и переломов на костях, по золотым коронкам, кольцо из которых она носила до конца своих дней. Это был ее Рихард. Останки разведчика кремировали. Прах положили в урну, которую Исии хранила дома до тех пор, пока 8 ноября 1950 года урна не была установлена в самом красивом токийском парке-кладбище Тама. В 1960-х годах Рихарду Зорге было присвоено звание Героя Советского Союза.