МОСКВА, 17 окт - РИА Новости, Светлана Янкина. Лучшие произведения Императорского фарфорового завода периода XVIII-начала ХХ века представлены в экспозиции "Под царским вензелем", открывшейся в среду в Успенской звоннице Московского Кремля, сообщил журналистам директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
"Эти произведения из собрания Эрмитажа - сокровища, чудо прикладного искусства, отражающие вкусы правящих российских монархов", - сказал он.
По его словам, основным замыслом экспозиции было представить фарфор как очень важный государственный символ, а не как предметы из лавки антиквара.
В Успенской звоннице представлены сервизы, крупные вазы, скульптура, мелкая пластика из императорских покоев, а также фарфоровые пласты с портретами членов царских семей.
Например, на выставке можно увидеть вазы-кратеры 1830 года с изображениями гренадеров в Зимнем дворце, дамское бюро с фарфоровыми вставками того же периода, столешницу "Сибирская флора" - подарок на Рождество великому князю Николаю Александровичу, письменный прибор с вензелем Павла I, а также самые знаменитые русские сервизы - "Собственный", "Арабесковый", "Орловский" второй половины XVШ века.
В то время производство фарфора еще не достигло высот, поэтому вещи получались чуть искривленные. Например, табакерки или Ваза-ароматница,принадлежащая Екатерине П. Но несмотря на это, как призналась директор Музеев Кремля Елена Гагарина, они ей нравятся больше всего.
"Мы показываем такие вещи для того, чтобы можно было проследить развитие производства фарфора", - объяснил со своей стороны завотделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа Вячеслав Федоров.
Всего на выставке показано 308 шедевров декоративно-прикладного искусства.
Большинство из них никогда не покидали Санкт-Петербург из-за сложности хранения и транспортировки.
"Поэтому эта выставка потребовала наибольших усилий по ее техническому оснащению, по сравнению с другими", - отметил директор Эрмитажа.
Все предметы, отобранные советом экспертов и советом хранителей, прошли двойную реставрацию - сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве.