Надежда Узунова, РИА Новости.
Русская эмиграция восклицает как в свое время Апостол Фома: «Если не увижу - не поверю». Давно или никогда не видевшие Россию эмигранты не могут поверить, что Русская Православная Церковь свободна от гнета государства. Патриарху Московскому пришлось приехать самому, чтобы это доказать.
Первый в истории визит предстоятеля Русской Церкви во Францию был настолько насыщен, что вполне мог бы составить программу нескольких поездок. Выступление в ПАСЕ, встреча с президентом страны Н.Саркози и другими представителями светской власти, переговоры и даже общее поклонение главной святыне Франции терновому венцу Спасителя с иерархами католической церкви.
На фоне этих важных встреч несколько в тени осталось общение Патриарха с православным населением Франции в рамках посещения Корсунской епархии Русской Православной Церкви.
Впрочем, Франция - только часть этой епархии, впрочем, самая главная. К ней также относятся Италия, Испания, Португалия и Швейцария. Во Франции же находится кафедра правящего архиерея, так как именно здесь и была учреждена эта епархия в 1960 г.
Начало же было положено открытием в 1931 г. подворья. Маленький храм в честь трех вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, 50 человек прихожан - это все, чем располагала Московская Патриархия во Франции после революционных потрясений, когда основная часть верующих покинула ее, перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Те, кто остался, руководствовались тем, что смена политического строя никак не влияет на правильность вероучения.
Собственно несогласие с такой позицией и легло в основу отделения Зарубежной Церкви в свое время. В эмигрантских кругах крепло убеждение, что оставшаяся при советской власти в России Церковь приняла эту власть не только юридически, но и чуть ли не догматически. Даже подписание Акта о каноническом общении 17 мая 2007 г. не убедило многих, кто как апостол Фома продолжали сомневаться.
Так что выступление Патриарха в Страсбурге было адресовано, в частности, и этим «находящимся в рассеянии чадам». Как отметил в интервью РИА исполняющий обязанности настоятеля Трехсвятительского кафедрального храма иеромонах Нестор (Сиротенко), посыл первоиерарха Русской Церкви был услышан и многими понят. Несогласие, прежде всего, проявила Константинопольская Патриархия, которая не хочет терять такое перспективное направление как быстрорастущая русскоговорящая паства. Впрочем, уезжая из России или СНГ не по идеологическим причинам, эта новая эмиграция тяготеет скорее к родной Московской Церкви и не принимает активного участия в богословских спорах. Костяк «сопротивления» воссоединению составляет волна диссидентов, покинувших Советский Союз в 1970-1980 гг. в среде которых живы старые стереотипы.
Хотя, отмечает о. Нестор: «начало диалогу было все-таки положено». Патриарх Алексий встречался с представителями эмигрантских кругов, посетил кладбище и Русский Дом в Сэнт-Женевьев-де-Буа, совершил службу и на Подворье. Это, в общем-то, обычное дело оказалось очень важным для французской православной общественности. Доля православных во Франции едва превышает 1%. Тем не менее, остается немаловажным, в какую сторону будет обращено ее внимание, тем более что количество православных в этой стране постоянно увеличивается, прежде всего, за счет Корсунской епархии, по указанным выше причинам.
«За последние семь лет она увеличилась больше, чем в три раза, - продолжает о. Нестор, - к нам ходят и потомки первой эмиграции и недавно приехавшие люди со всего бывшего Советского Союза. Вместе молятся люди и из Грузии, и из Прибалтики, и из Молдавии... Все со своими Корнями, но все говорят по-русски, дружат. Если в каком-то районе нет сербской или румынской церкви, то и сербы, и румыны тоже приходят к нам. И конечно, есть французы. Нельзя сказать, что это какой-то необычно большой прирост, но тенденция заметна. И потом - смешанные семьи. Сейчас даже в самом маленьком городе есть ассоциации русских жен. Часто мужья следуют за женами и венчаются, крестят детей. Служба ведется и по-русски, и по-французски в зависимости от того, носители какого языка преобладают в конкретном приходе. Увеличивается число священников - французов».
Как же уживаются такие разные люди? «Хорошо. У них просто нет другого выхода. Это главное условие христианского общения», - заключает о. Нестор. Для Церкви - это тоже единственный выход. После отъезда Патриарха во французском достаточно бурном межправославном общении повисла пауза. Передышка перед новыми спорами или начало пути к примирению?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции