Андрей Капустин, Киев.
Коалиционное соглашение между блоком «Наша Украина» - Народная самооборона» (НУНС) и Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ), о парафировании которого радостно сообщили в понедельник лидеры этих политических сил, вовсе не означает, что коалиция на самом деле уже имеет место быть. На самом деле о том, что в стране кардинально поменялась власть, можно будет говорить лишь после того, как свежеизбранные депутаты за этот альянс проголосуют. Но именно к этой части сценария поствыборного развития событий имеется больше всего вопросов. Да, на сегодня известно, скажем, о том, как союзники поделили портфели. Поровну. По дюжине на политсилу. Хотя Юлия Тимошенко со товарищи (как полноправный победитель в оранжевой подгруппе) могла претендовать и на большую долю.
Однако, согласно результатам договоренностей БЮТ получает под свой контроль ровно двенадцать знаковых постов. Столько, же, сколько и НУНС. Т.е. президент. Итак, к квоте Тимошенко относятся посты: премьер-министра, первого вице-премьера, вице-премьера по вопросам ТЭК или АПК, а также министерство аграрной политики, министерство угольной промышленности, министерство экономики, министерство топлива и энергетики, министерство промышленной политики, министерство транспорта и связи, министерство финансов, министерство по вопросам регионального развития и строительства и пост министра Кабинета министров. Что касается НУНСа, то в сферу его влияния отходит гуманитарно-силовой блок. Поскольку Ющенко, таки выторговал себе контроль над МВД.
Таким образом, портфельная дюжина пропрезидентских сил являет из себя следующий эклектический набор: вице-премьер по вопросам силового блока, вице-премьер по гуманитарным вопросам, министерство внутренних дел Украины, министерство культуры и туризма, министерство образования и науки Украины, министерство здравоохранения, министерство работы и социальной политики, министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций, министерство по делам семьи, молодежи и спорта, министерство юстиции, министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и министерство экологии.
С учетом того, что о пламенной любви между Ющенко и Тимошенко речи не идет, раздел власти достаточно специфичен. И в какой-то мере повторяет ситуацию, сложившуюся во время первого вхождения Тимошенко в премьерство после оранжевой революции. Во всяком случае, после своей отставки Тимошенко неоднократно заявляла, что для реализации всего задуманного у нее были связаны руки, т.к. ей не дали возможности привести в Кабинет министров полностью свою команду. В частности это подтверждается, скажем, тем, что из-под контроля Тимошенко был полностью выведен тот же топливно-энергетический комплекс, который оседлали люди Ющенко. Те, кого потом назвали «люби друзi»(дорогие друзья). И из-за кого в итоге разгорелся не один коррупционный скандал, приведший к расколу в казалось бы, монолитной команде творцов Майдана.
Как начнут складываться взаимоотношения между Ющенко и Тимошенко в случае, если лидер БЮТ таки возглавит Кабмин, пока неясно. Тем более что под контролем Ющенко будут находиться все силовые структуры. Которые на постсоветском пространстве, как известно, гораздо больше, чем просто силовые структуры. И даже если сам президент не будет постоянно напрягать силовые бицепсы и трицепсы, за него это постараются делать те члены его команды, для которых пребывание Тимошенко на посту премьер-министра даже пятнадцать минут равносильно удалению пары-тройки зубов без наркоза. Те, кто изначально убеждал главу государства идти на широкую коалицию с Партией регионов. Скажем, тот же Юрий Ехануров, который в 2005-м сменил Тимошенко на премьерском посту. Или лидер малочисленной партии «Собор» Анатолий Матвиенко. Который в свое время эмигрировал из БЮТ, и в итоге оказался в НУНСе. Или секретарь Совета по национальной безопасности и обороне Иван Плющ, который был включен в проходную часть списка НУНС и, судя по имеющейся информации, является одним из главных сторонников широкой коалиции, или, как ее называют в народе «ширки». Юрий Ехануров, кстати, уже успел направить в адрес соратников по партии «Народный Союз «Наша Украина» письмо, в котором высказался против кандидатуры Тимошенко на пост премьер-министра. И то, что в рядах еще не рожденной коалиции уже наблюдаются разброд и шатание, немало говорит в пользу того, что единогласие лидеров при парафировании документов - это одно, а окончательное нажатие на кнопки - совсем иное.
Сложность момента обостряется еще и тем, что будущая Коалиция Демократических Сил (КДС) имеет перевес всего лишь в два голоса: 228 голосов (когда для создания коалиции требуется 226). Т.е. для того, чтобы Тимошенко не стала премьером, достаточно не явиться на голосование всего лишь трем оранжевым депутатам. Ну может же, в конце концов, человек заболеть. И даже впоследствии предоставить партийному руководству самый настоящий больничный.
К тому же в результатах такого голосования крайне заинтересована и Партия регионов (ПР). Для которой повторное вхождение во власть Тимошенко равносильно ампутации конечности. Опять же без наркоза. И если верить различным утечкам в СМИ, то в ПР имеется немало спонсоров, готовых достойно компенсировать временную утрату депутатской трудоспособности в день голосования по кандидатуре премьера.
Правда есть и еще одна версия, согласно которой голосование пройдет нормально, и Тимошенко на пост главы правительства утвердят. Поскольку Ющенко и регионалы могли договориться о том, что на посту Тимошенко продержится не более шести-восьми месяцев. После чего будут созданы «объективные» основания для отправки команды лидера БЮТ в отставку. При этом не исключено, что за это время руководство ПР, более тяготеющее к Ринату Ахметову, сможет оформить замену Виктора Януковича, который на сегодня по сути является основным препятствием на пути к созданию «ширки». Определенная логика в этом есть. Во-первых, как бы против Януковича в 2004 встал Майдан. Во-вторых, Янукович имеет за спиной две судимости по чисто уголовным статьям вроде грабежа. Правда, до настоящего момента внутри ПР эти факторы, как негатив не воспринимались. Ведь именно Янукович был выдвинут кандидатом на пост премьера в 2006 году. Но тогда Партия регионов во многом благодаря ему стала реальным победителем выборов. 30 сентября, несмотря на то, что ПР вновь заняла первое место, по факту оказалось, что регионалы потеряли почти двести тысяч голосов. И это можно ставить в вину лидеру ПР, поскольку он по-прежнему оставался лицом партии.
Причем, в случае ухода регионалов в оппозицию, Янукович фактически сам отправляет себя в тень. Ибо он практик, которого крайне тяготит парламентская деятельность. На законодательной стезе проявить себя ему будет крайне сложно. Даже если учесть, что за последние год-полтора лидер ПР и поднаторел в публичных выступлениях. Но одно дело свободно чувствовать себя перед избирателями, а совсем иное - перед парламентской трибуной под градом вопросов «доброжелательных» коллег. Правда, супер харизматиков, достойных занять место Януковича в ПР практически нет. Но можно попробовать раскрутить, скажем, ту же лидера фракции в парламенте прошлого созыва Раису Богатыреву. Которая имеет богатый опыт парламентской деятельности без какой бы то ни было примеси криминала. С Тимошенко в харизме ей, понятно, пока тягаться сложно. Но, как показывает практика, женщины в украинской политике имеют гораздо больше шансов на успех, нежели их коллеги мужского пола.
Иное дело, что для реализации подобного проекта ахметовской части ПР придется преодолевать сильное сопротивление команды Януковича. Но, поскольку, это всего лишь одна из версий, то для более подробного анализа, нужно, чтобы этот сценарий начал реализовываться. Хотя время еще есть. Ибо первое заседание Верховной Рады с порядковым номером шесть по закону может начаться через 25 дней после объявления ЦИК окончательных результатов выборов.
А за это время может произойти немало интересного. В том числе и с учетом того, что на Майдане Незалежности с первого октября не разобрана сцена, украшенная символикой Партии регионов. А сцена на Майдане - это не только сцена, но и одна из составляющих потенциального противостояния. Помимо этого, в Мариинском парке, вокруг Верховной Рады до сих почему-то стоят палатки некоей политической силы «Мост», которая позиционирует себя, как антиянуковичская, и хочет воспрепятствовать прохождению в здание парламента политических коррупционеров...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции