Никита Петров, для РИА Новости.
Нынешний кризис в российско-американских отношениях некоторыми существенными чертами напоминает печально известный Карибский кризис 1962 года. Просто тогда свои ракеты к границам США приблизил Советский Союз, а сегодня под предлогом строительства ПРО, свои ракеты вокруг границ России решили расположить США. Тогдашний кризис, как известно, поставил мир на грань ядерной войны. Чем закончится нынешний? В 1962 году Кеннеди и Хрущев в последний момент договориться сумели, смогут ли теперь найти общий язык Белый дом и Кремль?
Визит в Москву государственного секретаря США Кондолизы Райс и министра обороны Роберта Гейтса, их встречи с президентом России Владимиром Путиным, а также переговоры в формате «2+2» с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром обороны Анатолием Сердюковым не принесли прорыва. Отношения сторон к планам Соединенных Штатов разместить в Европе третий позиционный район своей стратегической ПРО не изменились. Более того, никто из серьезных экспертов и не ожидал прорыва. Было понятно, что администрация Джорджа Буша вряд ли откажется от идеи прикрыть территорию своей страны и союзников в Европе от угрозы нападения баллистических ракет «стран-изгоев» - термин, разумеется, вашингтонский.
В число подобных стран регулярно включается и Иран. Утверждения Москвы, что у Тегерана нет, и в ближайшие двадцать-тридцать лет не могут появиться баллистические ракеты, способные долететь не только до североамериканского континента, но и до большинства стран Европы, Соединенными Штатами в расчет не принимаются. Не собираются они отказываться и от размещения десяти противоракет GBI (Ground-Based Interceptor) недалеко от Варшавы и высокочастотного Х-радара кругового обзора рядом с Прагой взамен использования радиолокационной станции предупреждения о ракетном нападении «Дарьял» в Габале, которую Россия арендует у Азербайджана, и строящуюся РЛС «Воронеж-М» под Армавиром. Именно такой вариант предложил президенту США Джорджу Бушу президент России Владимир Путин. Американские специалисты побывали в Габале, изучили ее возможности, увидели, что она полностью перекрывает территорию Ирана, как и других соседних стран. Они готовы использовать ее возможности, но при этом настаивают на включение «Дарьяла» в европейскую систему ПРО США.
Россия на такой шаг, естественно, пойти не может. Причина проста. В Москве убеждены, что противоракеты в Польше, как и радар в Чехии, направлены не на предупреждение и защиту США и Европы от иранских ракет, а на ослабление российского стратегического потенциала сдерживания, который размещен на среднеевропейской части страны. На защиту от стратегических ракетных комплексов «Тополь», «Тополь-М» и «Стилет», что дислоцируются в Тверской, Ивановской, Калужской и Саратовской областях.
Конечно, десять противоракет GBI не могут стать препятствием для ответно-встречного удара, если Россия вынуждена будет на него решиться. Но США не дают однозначной гарантии, что этими ракетами и РЛС под Прагой их система противоракетной обороны в Европе ограничится. Более того, они намекают, что система станет расширяться, укрепляться и модернизироваться. А это уже прямая угроза обороноспособности и безопасности России.
Руководство России уже не раз предупреждало США и их союзников, что будет вынуждено реагировать на столь недружественный шаг, как размещение в Европе американского позиционного района ПРО. Было сказано, что России придется перенацелить свои стратегические ракеты на угрожающие ей цели. В том числе, и разместить близ польских границ оперативно-тактический комплекс «Искандер-М».
На последней встрече с госсекретарем и министром обороны США Владимир Путин прямо намекнул, что его «очень взволновала» судьба Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), который был заключен США и СССР еще 20 лет назад в годы холодной войны. «Нужно вести дело к тому, чтобы придать договору глобальный характер, - сказал президент России. - Если мы не сможем достичь этой цели, нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения, когда другие государства активно развивают такие системы вооружений, в том числе государства, которые находятся в непосредственной близости от наших границ».
Для военных специалистов посыл очевиден. В ответ на размещение системы американской системы ПРО, Россия выйдет из этого договора, который, напомним, распространялся не только на ракеты, которые летали на расстояние от 500 км до 5,5 тысяч км, но - и это главное - несли на себе ядерные боеголовки. Соединенные Штаты, а теперь и Европа поставлены перед реальной возможностью возвращения в прошлое к ситуации «холодной войны» и ядерного противостояния.
Карибский кризис, который продолжался 38 дней, стал переломным моментом в гонке ядерных вооружений и в «холодной войне». Мир подошел к порогу, за которым начиналась бездна. Советская и американская дипломатия, политики и военные двух стран поняли бесперспективность постоянно держать друг друга в перекрестье прицела и пришли к необходимости договариваться по всем острым вопросам, не доводя отношения до того момента, когда пальцы лягут на спусковой крючок. Именно события октября 1962 года и подтолкнули две стороны к началу «разрядки», к понимаю взаимной уязвимости и необходимости сокращения стратегических наступательных вооружений. Наконец, к заключению соответствующих договоров. Первым и определяющим из которых стал Договор по ПРО 1972 года.
Увы, нынешняя администрация США вышла из этого договора, что и положило начало обострению отношений между Москвой и Вашингтоном.
Спрашивается, неужели нужно доводить отношения между двумя странами до ситуации Карибского кризиса, если и сейчас понятно, к чему может привести пренебрежение интересами безопасности друг друга? Если США ведут дело к тому, чтобы втянуть Россию в новую гонку вооружений и тем самым подорвать ее экономику, то Белый дом может просчитаться. Сегодня России достаточно тех вооружений, что у нее уже есть, чтобы адекватно, но ассиметрично, с небольшими затратами и эффективно ответить на вызовы, которые ставит перед Кремлем нынешняя администрация Белого дома.
От подобного противостояния вряд ли кто-то выиграет. А проиграет в первую очередь, конечно, Европа. Если Россия выйдет из Договора о РСМД, а на объекты ПРО США в Европе будут нацелены российские ядерные ракеты, то спокойной жизни у европейцев, само собой, не прибавит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции