Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Российский рынок биологически активных добавок (БАД) развивается стремительно, но порядка в нем нет. Минувшие выходные сотни блоггеров устроили акцию протеста - попытались телефонными звонками блокировать работу центра по продаже препарата «Гравикол 21». Дело в том, что этот препарат, являющейся простой пищевой добавкой, аналоги которой в аптеке стоят 150 руб., недобросовестные продавцы выдавали за эффективное лекарственное средство, якобы помогающее при болезнях суставов и требовали за него больше 20 тыс. руб.
Это неудивительно: пока медики спорят, что такое БАД - медикаменты или продукты питания, россияне нередко принимают витаминные и минеральные комплексы за чудо-средства от всех болезней. Между тем в «Госнаркоконтроле» уверяют, что около половины продающихся у нас биодобавок не просто бесполезны, но содержат опасные для здоровья психотропные вещества.
Хотя словосочетание «биологически активная добавка» вошло в лексикон россиян около 15 лет назад, на деле с БАДами мы знакомы очень давно. Ведь любимые еще советскими детьми гематоген и «аскорбинка» - не что иное, как биодобавки.
По определению Минздрава, «БАД - это концентраты биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами». Проще говоря, это витамины и минералы, которые мы недобираем из повседневной пищи. Биодобавки не лечат болезни, но подобно утренней гимнастике, могут оказывать общеукрепляющее действие либо на весь организм, либо на отдельные его части, например, на пищеварительный или двигательный аппарат.
По настоящему рынок биодобавок начал формироваться в России в начале 1990-х годов стараниями иностранных компаний. Помимо термина «БАД» они обогатили наш лексикон еще одним словосочетанием «многоуровневый сетевой маркетинг» (MLM) - именно эту схему предпочитали использовать иностранцы для продвижения своего товара. Помните, как метро наводнили странные люди с большими сумками и круглыми значками с надписью «хочешь похудеть, спроси меня, как». Это были «сетевики» американской компании Herbalife, торгующие одноименной биодобавкой. Схема выглядела примерно так: оптовик продает товар распространителям, являющимся независимыми подрядчиками; те находят таких же бедолаг, которые соглашаются принимать препарат, а заодно продавать его и искать новых распространителей, и так по цепочке. Каждый получает долю с собственных продаж, а также с продаж тех, кого он «подписал».
В 1998 году иностранцев потеснили российские конкуренты. Продукция отечественных предпринимателей была дешевле, вдобавок они начали продвигать свой товар не через систему MLM, за версту разящую «лохотроном», а легальным путем, через аптеки.
Сегодня, по разным оценкам, в России продается от 2 тыс. до 4 тыс. наименований БАДов. Ежегодный рост рынка составляет порядка 37%. Для сравнения: рынок лекарственных препаратов растет примерно на 30% в год.
Исследовательская компания DSM Group подсчитала: в 2006 году через аптеки и специализированные магазины было продано БАДов на $268 млн. Эксперты уверяют, что реальный объем рынка куда значительнее - от $1,5 млрд до $2 млрд в год. Просто большая часть добавок по-прежнему продается через не поддающиеся учету структуры MLM.
Россияне контролируют 70% этого рынка. Тройку лидеров с рыночной долей 30%, по данным DSM Group, формируют отечественные компании - «Эвадар», «Доид» и «Аквион». Достаточно заметно присутствие на рынке российской «Фора-фарм» и китайской Gaoshi (препарат «Жуйдэмэн»).
Хотя продажи БАДов в России и растут очень быстро, по уровню потребления этих продуктов мы отстаем от Европы, США и Японии. В США ежегодный объем продаж биодобавок составляет около $20 млрд. Благодаря стараниям маркетологов девять из десяти американцев и японцев «сидят на таблетках», то есть регулярно принимают ту или иную биодобавку. В Старом свете этот показатель чуть скромнее - здесь БАДами балуется примерно 70% населения.
Перспективы для роста рынка у нас огромные. Но беда в том, что под видом БАДов у нас зачастую продаются бесполезные «пустышки», а то и опасные для здоровья таблетки. В прошлом году Госнаркоконтроль провел серию проверок среди торговцев биодобавками. Результат получился удручающий: в половине случаев в препаратах обнаружены опасные психотропные вещества. Особенно грешит этим продукция из Китая и Таиланда. Например, в таблетки для похудения хитрые азиаты добавляют сибутрамин - сильнодействующий препарат, оборот которого у нас ограничен. Это вещество отбивает аппетит, действуя на соответствующий центр головного мозга. Но желание избавиться от лишнего жирка может обернуться головными болями, бессонницей, а то и проблемами с печенью и почками. Используются в БАДах и другие препараты, разрешенные в Китае, но запрещенные у нас.
Сомнительные добавки не только продаются, но и активно продвигаются, в том числе и врачами поликлиник. Официальной позиции государства по БАДам нет, значит, ничто не мешает врачу (разумеется, за вознаграждение) рекомендовать ту или иную добавку в качестве одного из элементов комплексного лечения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции