Нур Омаров, член Экспертного совета РИА Новости.
В своем недавнем послании народу и парламенту президент Киргизии Курманбек Бакиев в качестве одной из первостепенных задач назвал необходимость скорейшего завершения конституционной реформы. Наилучшим средством для этого, по его мнению, должен стать всенародный референдум. Названа конкретная дата его проведения - 21 октября этого года.
Почему же потребовался именно референдум, к которому, как известно из новейшей истории республики, уже прибегали для «исправления» Конституции? В сентябре два депутата киргизского парламента обратились в Конституционный суд с заявлением о признании нелегитимными редакций Основного закона, принятых в ноябре и декабре 2006 года. Результатом этого «незапланированного» действия стал стремительный ответ Суда, в котором была признана правомочность требований народных избранников. В результате страна вернулась к Конституции 1993 года (в редакции 2003 года) - то есть к акаевскому варианту. Позднее, апеллируя к тому, что последняя, будучи принятой референдумом, может быть и изменена только референдумом, президентское окружение обнародовало идею об очередном конституционном плебисците.
В качестве документа, по которому предстоит голосовать, выносится проект Конституции, подготовленный рабочей группой под руководством премьер-министра Атамбаева. Несмотря на уверения властей в том, что это «самый демократичный проект за всю историю Киргизии», он, по мнению экспертов, наделяет президента еще большими полномочиями, чем предыдущие редакции. Тем самым Конституция и усиление полномочий одной из ветвей власти и ослабление других вновь становятся непреодолимым препятствием на пути достижения гражданского мира и согласия в обществе.
Многих политиков и рядовых граждан смутила, а кое-кого и возмутила стремительность подготовки к проведению референдума. Особую пикантность внесло и фактическое отсутствие утвержденного парламентом главы ЦИК на момент объявления даты предстоящего события. Впрочем, последний вопрос был решен в кратчайшие сроки. И несмотря на заявление новоиспеченного главы ЦИК о том, что к всенародному голосованию невозможно подготовиться в столь короткие сроки, ни у кого нет сомнений, что референдум все же будет проведен.
Чем же объясняется такая скоропалительность в обсуждении принципиального для страны вопроса о Конституции? Большинство аналитиков увязывает это с действием, которое должно последовать затем, - объявлением о досрочных выборах в парламент. В том случае, если референдум пройдет в намеченный срок, уже в декабре могут быть проведены досрочные парламентские выборы, в которых очень заинтересовано окружение президента.
Оснований к этому несколько. Учитывая, что выборы будут проводиться полностью по партийным спискам, оппозиция лишается возможности полноценно подготовиться к ним. Помимо этого, инициаторы референдума и выборов вынуждены учитывать фактор стремительно ухудшающегося социально-экономического положения подавляющей части населения. Конец лета - начало осени 2007 года ознаменовались резким, по ряду позиций двукратным, повышением цен на основные продовольственные товары. Если добавить к этому ожидаемое повышение тарифов на тепловую и электрическую энергию, а также возможные перебои с их подачей зимой, то в случае проведения парламентских выборов в феврале 2008 года, Курманбек Бакиев вполне может повторить судьбу своего предшественника - Аскара Акаева. Власти уже объявили и «цену» референдума - 57 млн. сомов или примерно 1,5 млн. долларов. По мнению населения, их предпочтительнее направить на решение неотложных социальных проблем. Именно поэтому, пока градус общественного недовольства внутренней политикой руководства страны не достиг критической массы, оно торопится провести досрочные парламентские выборы.
Не меньшую интригу добавило и заявление Бакиева, содержавшееся в том же послании, о намерении создать и возглавить новую политическую партию. Нет сомнений в том, что под патронатом президента будет создана новая либо использована «старая» партия из 104 зарегистрированных на сегодня, которая должна будет победить на досрочных парламентских выборах. Впрочем, уже сейчас можно сказать, что «партия чиновников» лишена политического будущего. В этом убеждает пример пропрезидентской партии «Алга, Кыргызстан», фактически переставшей существовать на следующий день после событий 24 марта 2005 года.
Впрочем, у нынешнего киргизского президента остается запасной козырь, позволяющий достичь своих целей, - создать твердое провластное большинство в парламенте. В новой редакции Конституции есть статьи, согласно которым, в случае отсутствия абсолютного большинства голосов у какой-либо партии в новом парламенте, глава государства сам определяет партию-победителя. На нее в последующем и возлагаются функции формирования правительства и определения его главы. Эта «демократическая» норма открывает широкие возможности для президента в решении тактических и стратегических задач. В числе последних - фактическое начало президентской кампании 2010 года, залогом успеха в которой для Бакиева должен стать подконтрольный ему парламент.
Анализ этих и некоторых других фактов позволяет придти к выводу, что референдум, скорее всего, станет лишь очередным этапом в противостоянии соперничающих политических сил в Киргизии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции