Интервью официального представителя МИД России Михаила Камынина РИА Новости в связи с предстоящим Вторым каспийским саммитом.
- В ближайшее время в Тегеране состоится Второй каспийский саммит. Какова его повестка дня?
- Предстоящий 16 октября в Тегеране саммит призван подвести итоги работы, проделанной после проведения первой встречи глав прикаспийских государств в пятистороннем формате в Ашхабаде в апреле 2002 года, и наметить пути для расширения дальнейшего сотрудничества. Готовится к подписанию важный политический документ - итоговая Декларация, которая установит свод принципов поведения прикаспийских государств и станет политическим ориентиром в каспийских делах до выработки Конвенции о правовом статусе моря. Саммит даст возможность подробно обменяться мнениями по вопросам сотрудничества в различных областях на Каспии, включая меры по поддержанию здесь мира, безопасности и стабильности.
- Каковы общие итоги сотрудничества прикаспийских государств за период, прошедший после саммита в Ашхабаде?
- Хотел бы напомнить, что в Ашхабаде была достигнута договоренность о проведении регулярных встреч «каспийской пятерки» для налаживания сотрудничества в различных сферах деятельности и продолжения выработки нового правового статуса Каспийского моря.
Первый каспийский саммит заметно активизировал взаимодействие стран региона во многих областях. За время, прошедшее после него, достигнут ряд договоренностей в сфере недропользования. В частности, были разработаны протоколы к Соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря, подписаны российско-азербайджанское Соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря от 23 сентября 2002 года, трехстороннее Соглашение России, Азербайджана и Казахстана о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря от 14 мая 2003 года и так далее. Эти документы подвели договорно-правовую базу под разработку и добычу полезных ископаемых в северной части дна Каспийского моря. К сожалению, аналогичных договоренностей по южной части Каспия в треугольнике между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном достичь пока не удалось. Это препятствует решению вопросов недропользования на всем Каспии и тормозит пятистороннее согласование соответствующих положений Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в целом.
После первой встречи в верхах значительный прогресс достигнут в области охраны окружающей среды. В 2003 году подписана и в 2006 году вступила в силу Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря. Сейчас на повестке дня задача разработки протоколов к Конвенции, которые наполнят этот рамочный документ конкретным природоохранным содержанием.
Получило развитие и сотрудничество в гидрометеорологии. Руководители метеослужб в предварительном плане согласовали проект соглашения о сотрудничестве в этой сфере.
Давно назрела необходимость совместных мер по сохранению биоресурсов Каспия. Ведь все прибрежные страны несут персональную, если так можно сказать, ответственность за спасение уникальной популяции осетровых рыб, дальнейшее существование которой находится под угрозой. В этой связи очевидна приоритетность скорейшего заключения соответствующего соглашения о сохранении и использовании биологических ресурсов Каспийского моря.
Важный элемент. Мы констатируем определенный прогресс в работе над документом, который должен стать главным в каспийском вопросе - Конвенцией о новом правовом статусе Каспийского моря, которая придет на смену соответствующих советско-иранских договоров. «Прикаспийская пятерка» уже согласовала ряд важных ее положений, в частности о том, что только государства региона будут обладать суверенными правами в отношении моря и его ресурсов, что только они будут нести ответственность перед нынешним и будущими поколениями за сохранение всего многогранного богатства Каспия. Зафиксированы также обязательства в отношении использования Каспийского моря исключительно в мирных целях и решения всех возникающих вопросов самими прикаспийскими государствами исключительно мирными средствами; о непредоставлении права прохода в/из или внутри Каспийского моря для судов под флагом государств, не являющихся сторонами Конвенции.