Никита Петров, для РИА Новости.
Индия подписала с Россией контракт на лицензионную сборку 40 многофункциональных истребителей Су-30МКИ. Об этом на минувшей неделе сообщили информационные агентства. По оценкам экспертов, стоимость соглашения составит более $1,5 млрд. Оно станет продолжением контракта, заключенного еще в 2000 году на поставку Дели 140 подобных истребителей. Выполнять договоренность будет Иркутское научно-производственное объединение «Иркут», что входит в АХК (авиационный самолетостроительный холдинг) «Сухой». На этом предприятии собираются практически все «Сушки», которые Москва поставляет на полуостров Индостан.
По условиям первого контракта, c 2000 года Россия должна была не только поставлять Индии истребители, но и продать лицензию на их производство на индийских предприятиях. Что также было сделано. Но, как оказалось, изготавливать Су-30МКИ на индийских предприятиях слишком дорого, гораздо выгоднее покупать их практически в готовом виде с завода в Иркутске. И нынешнее соглашение, как сообщил президент НПО «Иркут» Олег Демченко, также предусматривает поставку из России практически полностью собранных машин. Причем, 15 истребителей будут уже даже облетанными, 15 собраны, но не облетаны, а остальные отправятся в Дели в машинокомплектах. Сборка первых четырех истребителей из партии в 40 самолетов начнется в первые месяцы 2008 года.
Многофункциональный истребитель Су-30МКИ предназначен для завоевания господства в воздухе, нанесения ударов по наземным и надводным целям с применением управляемых и неуправляемых видов оружия, а так же для ведения групповых действий в условиях радиоэлектронной борьбы, огневого противодействия ПВО противника. Днем и ночью, в любых метеорологических условиях. Двухместная машина позволяет в полной мере реализовать широкие возможности современных бортовых радиоэлектронных комплексов и всего спектра средств, применяемых для поражения разнообразных целей. Это качественно новый тип многофункционального боевого самолета, в котором сохранены и развиты уникальные боевые возможности самолетов семейства Су-27, в том числе и высочайшая маневренность, которая неподвластна никаким другим истребителям.
Су-30МКИ создан на базе серийного Су-30, обладает возможностью дозаправки в воздухе, изменяемым вектором тяги на двух двигателях, передним горизонтальным оперением, которое позволяет ему летать со сверхзвуковой скоростью на максимально низкой высоте, огибая рельеф местности, применять управляемое оружие класса «воздух-поверхность», в том числе и по нескольким целям одновременно, нести восемь тонн боевой нагрузки на 12 точках подвески вооружений. Считается, что по своим боевым возможностям этот истребитель превосходит все мировые аналоги. На нем стоит бортовая радиоэлектронная аппаратура (БРЭО), впитавшая в себя самую современную французскую, израильскую и индийскую электронику, способная ориентировать машину, как по ГЛОНАССу, так и по GPR.
А новый контракт на 40 дополнительных истребителей свидетельствует не только о том, что Индия продолжает ориентироваться на российскую авиатехнику (в строю индийских ВВС около 600 машин сделанных в СССР/России и только полсотни созданных во Франции), но и, главное, что сложности, возникшие с выполнением Москвой контракта по модернизации авианосца «Vikramaditya» («Адмирал Горшков»), которые на несколько лет отодвигают сроки его сдачи ВМС Индии, не очень сильно повлияли на военно-техническое сотрудничество двух стран. Более того, есть информация, что вскоре Москва и Дели подпишут новый контракт по совместной реализации проекта создания перспективного авиационного комплекса пятого поколения. В столицу России на нынешней неделе, на заседание межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству прилетает министр обороны Индии Куриан Энтони. Предполагается, что он поставит подпись под данным соглашением. Интересно еще и то, что участвовать в этой работе будет все та же компания АХК «Сухой».
Специалистам известно, что АХК «Сухой» выиграл проводимый правительством тендер на разработку и производство отечественного истребителя пятого поколения или, как его еще называют, перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). И руководители фирмы, как и высшие должностные лица России, не раз предлагали Дели принять участие в данной работе, разделить финансовые затраты на нее, получить возможность приобрести такой истребитель для своих ВВС. Но индийские военные, как и политики, мягко уходили от окончательного ответа на это предложение. Они хотели приобрести американский самолет пятого поколения F-22, который уже летает, или американско-европейский F-35 (JSF), который в ближайшее время должен выйти на заключительные испытания. Но, видимо, что-то не сложилось. То ли цена пятого поколения оказалась неподъемной, то ли слишком обременительны условия контракта. И тогда индийские генералы склонились к российскому предложению. Они собираются заказать около сотни таких машин. Возможная сумма такой сделки -- почти $6 млрд.
Правда, пока реальная цена соглашения по ПАК ФА для Индии не определена, как нет и договоренностей о том, кому и в какой части будет принадлежать право интеллектуальной собственности на создаваемую совместно машину. Эти вопросы станут решаться позднее. Пока известно лишь то, что строиться истребители будут на заводах и России, и Индии, что Дели получит право на поставки их третьим странам, а также то, что российский истребитель пятого поколения и российско-индийский ПАК ФА будут отличаться друг от друга. Чем именно, тоже пока секрет. Не исключено, что тем же, чем разнятся между собой F-22 и F-35. Один - более тяжелый, имеет два двигателя, другой - полегче, у него один двигатель.
Россия строит для себя самолет с двумя двигателями. Это вызвано тем, что расстояния в стране большие, истребитель должен иметь возможность быстро и без дополнительных посадок перелетать от границы к границе. И даже при возможности дозаправки в воздухе ему необходима большая мощность двигателя. В Индии расстояния поменьше, хотя тоже приличные. Но все-таки одного двигателя для истребителя может быть достаточно, тем более что на вооружении ее ВВС уже есть многофункциональные Су-30МКИ с двумя двигателями, модернизирующийся авианосец «Vikramaditya» будет нести на своем борту палубные истребители МиГ-29К\МиГ-29КУБ, у которых тоже два двигателя. Так что выбор Дели «легкой» машины пятого поколения вполне предсказуем.
Но это все-таки только предположение. Важно, что Индия, несмотря на все рабочие сложности, возникшие в последнее время между двумя странами, укрепляет свои военно-технические связи с Россией и с ее оборонной промышленностью. Делает ставку именно на нее. Зная, что Москва никогда ее не подводила.
А этот вывод создает предпосылки того, что и в тендере, объявленном Дели на поставки 126 легких истребителей для индийских ВВС, в котором участвуют две американские фирмы - Boeing Company с самолетом F/A-18E/F Super Hornet и Lockheed Martin с истребителем F-16A/B Fating Falcon, французская Dassault Aviation (самолет Rafale), шведская SAAB (истребитель JAS-39 Grippen), Eurofighter (Великобритания, Германия, Италия, Испания; самолет EF-200 Typhoon) и наш РСК «МиГ» (истребитель МиГ-35), у российской машины есть шанс на победу. Пусть и неполную, не на всю сотню с четвертью боевых машин. Но хотя бы на половину этого заказа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции