Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
На этой неделе парламент Турции должен принять решение - позволить или нет своему правительству ввести войска на север Ирака. Велика вероятность, что турецкие законодатели скажут «да». Это происходит в период резкого ухудшения отношений между США и Турцией. Причина - принятие 10 октября Комитетом по иностранным делам палаты представителей конгресса США резолюции с призывом отразить в американской внешней политике факт геноцида армян в Османской Турции.
США, таким образом, лишили себя возможности помешать Анкаре развязать еще один ближневосточный конфликт. По крайней мере, на данный момент.
Обсуждение военной операции Турции в Ираке и голосование в американском конгрессе о признании геноцида армян совпали по времени. Случайность этого совпадения исключить нельзя - оба вопроса обсуждаются достаточно давно, и просто настало время принимать решения. Для Анкары срочность связана с очередным нападением на турецких военных боевиками Рабочей партии Курдистана, в результате которого погибло 13 военнослужащих. Только недавно победившая на парламентских и президентских выборах в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) не может разочаровать своих избирателей и оставить боевиков безнаказанными. Тем более что это может дать козырь в руки их политическим противникам, прежде всего из военных кругов. Напомним, что именно турецкие военные противились избранию президента из рядов ПСР. И ссориться с военными снова, предвидя дальнейшие политические реформы в стране, руководству Турции очевидно невыгодно.
Что касается США, то и там принятие решения о признании геноцида армян связано сугубо с меркантильными интересами. Впереди выборы, и демократам, инициировавшим эту резолюцию, требуются яркие политические шаги, да и поддержка многочисленной и влиятельной армянской диаспоры не помешает.
Отметим, что «политические» обстоятельства принятия резолюции отнюдь не умаляют трагедию армянского народа, имевшую место в 1915 году. Но нельзя игнорировать и тот факт, что в современной жизни, где практически повсеместно говорят о защите прав человека и свободе совести, решения о геноциде и угнетении тех или иных народов принимаются исключительно по политическим соображениям. Причем все страны ведут себя примерно одинаково, США здесь не исключение. Правда есть один существенный нюанс - Вашингтон громче всех говорит о нравственности в политике и о защите прав человека. Но слова расходятся с действиями. Споры вокруг резолюции о признании армянского геноцида - очередное тому доказательство.
Так, буквально за несколько часов до голосования в Комитете по иностранным делам президент США Джордж Буш заявил, что принятие резолюции нанесет вред американо-турецким отношениям. Он добавил, что Турция является умеренной мусульманской страной, членом НАТО, территория которой является важным транзитным пунктом для грузов, направляемых США в Ирак и Афганистан. Из этого можно сделать вывод, что если бы шла речь о «неумеренной» стране или не союзнике США, тем более стратегическом союзнике, то администрация Буша отнюдь не возражала бы против принятия конгрессменами решения назвать произошедшие почти сто лет назад события геноцидом.
Отметим, что Джордж Буш не раз заявлял, что вопросом о геноциде должны заниматься не законодатели, а историки. Но почему-то вспоминаются ситуации с Сербией, Ираком, где речь шла - а в случае с Суданом идет - о геноциде. И здесь решения принимали отнюдь не историки.
А когда пресс-служба президента США выражает недоумение - почему Конгресс занимается событиями времен Османской империи, оставляя без должного внимания целый ряд злободневных проблем, нельзя не согласиться со словами Нэнси Пелоси, спикера палаты представителей Конгресса США.
Она напомнила, что уже 20 лет заседает в Конгрессе, и всегда было не время для принятия подобных резолюций. Видимо, его не было с точки зрения политики и раньше. И, наверное, вряд ли это время появится позднее - слишком важна Турция для стратегических интересов США и на Ближнем Востоке, и в районе Причерноморья. С точки зрения этих интересов конгрессмены повредили внешней политике страны. Опасна не только военная операция Анкары в Ираке, но даже в большей степени отказ в использовании воздушного пространства Турции и турецкой авиабазы для американских военных самолетов, и в целом сведение к минимуму двусторонних связей в военной сфере.
Хотя с другой стороны - трудно представить полное охлаждения отношения между Анкарой и Вашингтоном. Но время, действительно, выбрано неудачно. Теперь американцы лишаются возможности убедить Турцию отказаться от операции в Ираке.
Но надо отметить, что не только резолюция о геноциде армян здесь виной, и Бушу не следует пенять конгрессменам, а лучше оценить политику своей администрации. Неслучайно премьер-министр Турции Тайип Эрдоган заметил, что Анкара не нуждается в советах, как себя вести в Ираке, ибо США не спрашивали ни у кого разрешения, когда вводили войска в эту страну в 2003 году.
В то же время следует обратить внимание на тот факт, что правительство Турции просит у парламентариев годичное разрешение на начало военной операции. Т.е. Анкара может ввести свои войска на турецкую операцию в течение года, а не на следующий день после голосования в парламенте. А может и вообще отказаться от этого шага, использовав разрешение парламентариев как метод давления на Вашингтон, Багдад и на руководство Иракского Курдистана. Тем более что только в конце сентября Турция и Ирак подписали соглашение о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, и им удалось договориться об исключении из этого документа пункта о «преследовании по горячим следам». И если Анкаре дороги отношения с Багдадом, то ей необходимо дать иракцам шанс выполнить условия соглашения. И уже потом принимать решения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции