Рейтинг@Mail.ru
Почему Нобелевская премия по литературе становится все более политизированной? - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Нобелевская премия по литературе становится все более политизированной?

Читать ria.ru в
Дзен
[-expert:45186014:Архангельский Александр -] Я не могу предъявить счет Шведской академии, за то, что она в вопросах присуждения премии руководствуется только политическими мотивами, она их учитывает, но ведь крупный писатель всегда вовлечён в политическую ситуацию… (Видеокомментарий) [-expert:83650334:Золотов Андрей -]Мне кажется, что Нобелевская премия по литературе вызывает большое обсуждение, недоумение, и напряжение. Я бы не применял слово огорчение, огорчаться должны те, кто такие решения принимает... [-expert:83649824:Юзефович Галина -]Мне кажется, что последние годы как раз наметилась такая важная тенденция, когда политические соображения перестали быть доминирующими, безусловно, они все равно существуют, но при этом литературные соображения остаются достаточно важными...

 Как любовь повлияла на Нобелевскую премию. Онлайн-кроссворд

Нобелевскую  премию по литературе в этом году получила писательница из Великобритании Дорис Лессинг. Список возможных лауреатов был довольно обширен, но, как отметили обозреватели скандинавских СМИ, несмотря на все прогнозы, Шведская академия из года в год не перестает удивлять своим выбором. Нередко после объявления лауреатов премии наблюдатели заявляют, что выбор Шведской академии носит политический характер. Но ее постоянный секретарь Хорас Энгдаль неоднократно в интервью журналистам заявлял, что постоянные члены академии делают свой выбор, исходя прежде всего из художественного мастерства писателя, и что ни его пол, ни его этнические корни, ни язык, на котором он пишет, не влияют на решение академиков. Свою точку зрения на предмет того, насколько политизирована Нобелевская премия по литературе РИА Новости высказали эксперты.

[-video:83604648-]

 К сожалению, да. И уже достаточно давно. Мне кажется, что Нобелевская премия по литературе рождает "большие разговоры", недоумение и напряжение. Я бы не применял слово "огорчение" - огорчаться должны те, кто такие решения принимает. У меня, и у других уважаемых коллег, складывается впечатление, что Нобелевская премия по литературе перестала быть актом, который бы мировую культуру обращал к явлениям безусловно признанным, прежде всего в своих странах, но и в мире в целом, явлениям особого художественного рода , определенной особенной художественной высоты. Конечно, всякий комитет работает по своему усмотрению, и за всякий выбор жюри отвечают сами члены жюри. Когда речь идет о некоем международном конкурсе пианистов, скрипачей или певцов или даже молодых писателей, - там многое зависит от того, кто решил принимать участие в конкурсе, кто нет, каков был выбор. Нобелевская премия здесь становится не исключением - она констатирует просто состояние умов данных людей в данный момент.

Но как-то так сложилось, что Нобелевская премия все-таки занимала в умах культурного сообщества особое место. Мы имели целый ряд примеров, когда она указывала на явления чрезвычайного нравственного свойства. Эти явления нравственного свойства могли, разумеется, так или иначе быть связаны с той или иной политической ситуацией.

Да, Нобелевская премия Солженицыну, конечно, соотносилась с определенной общественно-политической ситуацией, и Нобелевская премия Бродскому тоже соотносилась с определенной общественно-политической ситуацией, но при этом и в том, и в другом случае были отмечены крупные литературные явления, и я бы даже сказал, отмечены подвиги авторов-писателей в своем литературном деле.

Понимаете, узнать чье-то мнение о ком-то - всегда интересно, но не более того. Все-таки настоящее искусство рождается тогда, когда художественный акт, то или иное творение соотносится с образом, с образным представлением многих-многих людей о ходе событий и дел в душевной, духовной жизни.

И конечно  грустно, особенно грустно в отношении отечественной литературы, которую довольно давно Нобелевский комитет в упор. Не видит, и хотя конечно мы можем себя успокаивать тем, что в свое время и Льву Толстому Нобелевскую премию не вручили, но вручили Бунину, и это прекрасно. Но если все же рассмотреть аспект отношений Нобелевского комитета с нашей отечественной литературой, получается, что политический аспект все время играет какую-то особую роль. 

 Мне кажется, что Нобелевская премия - это изначально политическая премия. Сказать, что она стала такой в последние годы, было бы довольно странно, т.е. она стала такой, я бы сказала, в последние 50 лет. Но мне кажется, что последние годы как раз наметилась такая важная тенденция, когда политические соображения перестали быть доминирующими, безусловно, они все равно существуют, т.е понятно, что ни Памуку и ни даже нынешнему лауреату Лессинг не дали бы премию просто так по литературным соображениям, но при этом литературные соображения остаются достаточно важными. И вообще вручение Нобелевской премии - это такой очень хитрый механизм, что называется «год на год не приходится», т.е.иногда преобладают литературные соображения, иногда политические. Всегда и те, и другие в той или иной мере присутствуют, важно только их соотношение. Поэтому мне кажется, что последние 5-6 лет Нобелевская премия выглядит гораздо достойнее, чем раньше - литературные соображения никогда не оказываются полностью вынесенными за рамку. И к Лессинг можно относится по-разному, но то что это фигура значимая, и не только социальном и политическом плане, но и литературно-культурно значимая, это безусловная правда.

 Вы знаете, может быть подошла очередь давать премию кому-то из Великобритании, также не было женщин со времен польской поэтессы. Может быть, Лессинг просто повезло, и она вытянула этот билет. Конечно, в жюри Нобелевского комитета следят за тем, чтобы выбор был политически корректным, поэтому следующую премию дадут мужчине-афроамериканцу или кому-нибудь из Юго-Восточной Азии. Я не слежу за этим раскладом, и просчитать здесь можно с той точностью, которая есть в рулетке или карточной игре. Однако с определенной точностью можно сказать, что в ближайшие десять лет ни один писатель из Великобритании, чтобы он не написал, Нобелевскую премию не получит, потому что лимит на этот регион исчерпан.  И женщина премию не получит в течение ближайших двух лет, примерно. Общая картина такая. Когда премию получал Сарамаго - тогда нужно было дать премию кому-то из Южной Америки, и у него был очень сильный конкурент - Жорже Амаду, но факт в том, что нужно было дать премию человеку именно оттуда, потому что давно не давали никому из того региона, и тем самым соблюсти некий культурный баланс. Поэтому, конечно, помимо литературного события, Нобелевская премия приобретает какие-то дополнительные политические, геополитические оттенки.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала