Владимир Ахмедов - Старший научный сотрудник Института Востоковедения Российской Академии Наук, полковник запаса.
Одной из главных интриг запланированной на эту осень в США мирной конференции по Ближнему Востоку является участие в ней Сирии. До сих пор официальный Дамаск не дал окончательного ответа на этот вопрос. В тоже время сирийский президент Башар Асад, а вслед за ним высокопоставленные сирийские политики не перестают повторять, что Сирия не должна упускать ни малейшей возможности достигнуть мира на Ближнем Востоке. Одновременно Дамаск настаивает на том, чтобы в процессе подготовки этого форума была учтена роль Сирии в мирном ближневосточном процессе, в повестку работы конференции был включен вопрос о Голанских высотах. Американская администрация как один из главных организаторов этой встречи пока не готова дать официальный ответ на эти требования САР. Основным камнем преткновения служит отсутствие прямого американо-сирийского диалога.
До последнего времени политику США в отношении Сирии можно было охарактеризовать двумя ключевыми словами: изоляция и монолог с позиции силы. После американского вторжения в Ирак США ясно дали понять, что их следующей целью может стать Сирия. Посетивший Дамаск в 2003 г. госсекретарь США Колин Пауэлл поставил сирийскому руководству целый ряд условий, потребовав фактически изменить «поведение сирийского режима» и ничего не предложив взамен. Отказ Дамаска подчиниться привел к ужесточению режима американских санкций в отношении Сирии. После убийства в Бейруте Рафика Харири американский посол в Дамаске был отозван. Таким образом, уровень дипломатических отношений между США и САР был фактически снижен в одностороннем порядке. Последний визит высокопоставленного представителя американской администрации в Сирию состоялся в январе 2005 г.
Однако, начиная с 2006 г. политика США в отношении Сирии стала постепенно меняться. Комиссия Бейкера-Гамильтона призвала американскую администрацию начать прямой диалог с САР по Ираку и Ливану. В апреле 2007 г. в Дамаске во главе представительной делегации находилась Нэнси Пелоси. До и после этого визита в Сирии побывали ряд представителей Конгресса США от республиканской партии. Во многом этому способствовал тот факт, что США не смогли решить поставленных задач в Ираке и американские войска продолжали нести там большие потери. Приход к власти в Палестине «Хамас» и победа «Хизбаллы» во время войны в Ливане продемонстрировали реальные возможности антиамериканских сил в регионе и их поддержку широкими слоями населения арабских стран.
На фоне этих событий вновь рельефно проявилась роль Сирии в регионе. Россия последовательно отстаивала в Совете Безопасности ООН объективность в подходах к оценке роли Сирии в ливанских событиях 2005-2006 гг. Российские дипломаты смогли существенно скорректировать антисирийский характер соответствующих резолюций и не позволили загнать Дамаск в тупик. Во время войны в Ливане быстрые и решительные действия российской стороны предотвратили втягивание Сирии в военные действия. В результате Сирия получила значительно больше политических дивидендов, чем, если бы приняла участие в войне. Кроме этого Россия поставила Сирии ряд современных вооружений оборонительного характера, которые позволили сирийцам почувствовать себя в относительно большей безопасности, чем прежде. Укреплению сирийской позиций способствовали также визиты в САР иранского президента в 2006-2007 гг. Иран оказал Сирии не только морально-политическую, но и весомую финансовую, материально-техническую и военную поддержку.
В мае 2007 г. в Шарм Эш-Шейхе состоялась встреча Госсекретаря США Кондолизы Райс с министром иностранных дел Сирии Валидом Муаллимом. И хотя стороны остались на своих позициях, данная встреча давала возможность ее участникам напрямую выслушать аргументы противной стороны по наиболее острым вопросам развития политической ситуации в регионе. После этой встречи, несмотря на напряженные отношения с США американо-сирийские контакты не прерывались. В основном они носили полуофициальный характер и осуществлялись на уровне личных связей лиц, близких к окружению Асада и администрации США. В начале июня 2007 г. Дамаск посетила американская делегация в составе отставных военных и ученых, представляющих крупнейшие исследовательские центры США. В ходе ряда встреч обсуждались проблемы двусторонних отношений, а также ситуация в Ираке и Ливане.
Однако США не изменили своих подходов и оценок роли Сирии в Ираке и Ливане. Региональная политика Сирии по-прежнему вызывает раздражение официального Вашингтона. В американской администрации упорно не желают понять, что политика Сирии во многом определяется проблемой выживаемости сирийского режима в сложных внутриполитических условиях и непростом региональном окружении. И пока США и Израиль будут силой принуждать Дамаск к миру, ничего не предлагая взамен, Сирии нет никакого резона менять свою позицию. Тем более, что Дамаск действительно заинтересован в возобновлении мирного процесса в регионе, который бы гарантировал возвращение Сирии утраченных территорий. Однако до тех пор, пока Сирия и США не начнут говорить напрямую, глядя в глаза собеседнику, им будет сложно понять друг друга. Возобновление американо-сирийского диалога, несомненно, окажет позитивное влияние на работу и результаты предстоящей конференции, и будет способствовать перезапуску мирного процесса на Ближнем Востоке. Ближайшая возможность поговорить «по душам» может возникнуть в конце октября в Стамбуле, где соберутся министры иностранных дел приграничных с Ираком государств и стран-членов «восьмерки». Воспользуются ли этим шансом Дамаск и Вашингтон?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции