Владислав Иноземцев, главный редактор журнала "Свободная мысль", член Экспертного совета РИА Новости.
СНГ отличается от Европейского союза на ранних этапах его становления по нескольким принципиальным позициям.
В ЕС мы видели пять государств, чья задача по окончании Второй мировой войны фактически состояла в том, чтобы умиротворить и поставить под контроль Германию. Потенциально самое сильное государство Европы оказывалось как бы в тесных дружеских объятиях коллег по континенту. Их первые шаги были направлены на то, чтобы консолидировать стратегические отрасли, производство угля и стали, и уже на этой основе выстраивать некие общие экономические контуры.
В СНГ совершенно иная конфигурация: после развала СССР - однозначное доминирование России среди большого числа заново образованных государств. Их нельзя назвать «маленькими» или малозначительными, но в первые годы существования СНГ они экономически и политически были больше связаны с Россией, чем с остальным миром. Дальнейшая их суверенизация привела к расхождению и даже порой конфликту интересов бывших союзных республик.
Вот почему, на мой взгляд, так важна задача создания в рамках СНГ независимых интеграционных институтов. Появление Комиссии Таможенного союза - важный шаг в этом направлении. Впервые возникает независимая структура, которая может в общих интересах руководить определенным направлением деятельности, в данном случае таможенной. На окончательное завершение процесса отводится довольно долгий срок, до 2011 года, но в любом случае это явление позитивное.
Пока же мы видим на всех уровнях крайне бюрократическое усложнение структур, руководящих интеграционным процессом. Внутри СНГ имеем ОДКБ, ЕврАзЭс, внутри ЕврАзЭс Таможенный союз, отдельно - станы ГУАМ и так далее. Если бы Европа в своё время выбрала такой путь интеграции, она бы никогда не дошла до таможенного объединения.
Сами по себе экономические факторы сотрудничества хороши, но к ним, на мой взгляд, нужен какой-то единый подход. Посмотрите, в каком тяжелом положении находится торговля отдельных стран СНГ между собой. Обмен товарами между Узбекистаном и Украиной, Белоруссией и Таджикистаном - совершенно мизерный. В любом случае он идёт через Россию, что налагает на Россию особую ответственность: она должна быть мотором этого движения. Здесь возникают и политические, и экономические проблемы, а у наших коллег по СНГ - комплекс подозрений, что Россия злоупотребляет своим доминирующим положением.
То есть, проблем очень много. Выбранное направление их решения через экономику - видимо, единственно возможное. Остаётся только пожелать, чтобы работа того же Таможенного союза была максимально независима от воли руководства отдельных стран-участников. Вспомним ту же Европу: интеграционные структуры, которые там сложились, изначально были надправительственными, и для продвижения решений им не требовалось такой огромной организационной работы, как в рамках нашего Содружества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции