Всемирный день психического здоровья; отмечается ежегодно с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья
Только по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на планете сегодня живет более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями. В западных странах каждый седьмой страдает паранойей или шизофренией, подвержен депрессиям, алкоголизму, другим психическим расстройствам. В нашей стране подобная статистика еще более неутешительна. В 1992 году всемирная Федерация психического здоровья предложила международной общественности ежегодно, в октябре, отмечать Всемирный день психического здоровья. Для этой цели предлагалось принять участие в движении за поддержание психического здоровья не только специалистам, самим пациентам и их родственникам, но и правительственным и общественным структурам, всему населению. В связи с этой датой издавались тематические журналы международных психиатрических организаций и ассоциаций потребителей психиатрической помощи, специальные буклеты, брошюры, рассылались обращения в правительственные структуры и органы здравоохранения о принятии участия в этом международном движении.
Первоочередной целью Всемирного дня психического здоровья является содействие сокращению расстройств, по поводу которых не проводится никакого лечения или оно проводится явно недостаточно: депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости. Важной задачей в ходе проведения Дня психического здоровья является использование культурных традиций и формирование эмоционального климата, способного улучшить нынешнее положение дел в сфере психического здоровья. Этот день должен стать объединяющим, способным вызвать интерес к обсуждаемой проблеме и способствовать росту популярности долгосрочных мероприятий по охране психического здоровья населения; создать новое отношение к этой проблеме, инициировать солидарность и поддержку в этой важной работе, развить новые взаимоотношения между людьми, способствовать росту толерантности населения к психически больным. По мнению работников ВОЗ, Всемирный день психического здоровья должен приобрести положительное звучание, быть нацеленным на повышение уровня осведомленности населения о природе и масштабах психических расстройств, их особенностях, воздействии на здоровье в целом и человеческое развитие.
Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий (вторая среда октября)
Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий отмечался, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 1989 года, в рамках Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий (1990-1999); в 1999 году Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать этот день в качестве одного из инструментов, содействующих формированию глобальной культуры уменьшения опасности стихийных бедствий, включая предотвращение, смягчение их последствий и обеспечение готовности к ним. Защита населения от всевозможных бедствий и катастроф - одно из наиболее приоритетных направлений деятельности многих государств мира. Возникающие чрезвычайные ситуации показывают, что стихийные бедствия не имеют границ и не выбирают народ. Особенно в последние годы вызов природных катаклизмов, сопровождающихся климатическими изменениями, наводнениями, селевыми потоками, землетрясениями, засухами и пожарами возрастает. Масштабы чрезвычайных ситуаций, экономический ущерб и самое печальное - человеческие потери становятся более ощутимыми. Международная стратегия по уменьшению опасности прежде всего преследует цель довести до сведения широкой общественности важность задач по предотвращению природных катастроф, смягчению их последствий и готовности к ним. В этих условиях специалистам, спасателям приходится искать все новые методы и формы по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. В России с этой целью действует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
323 года назад (1684) родился Жан Антуан Ватто, французский художник
Жан Антуан Ватто родился в небольшом провинциальном городке Валансьене в семье небогатого кровельщика и плотника. В детстве был определен учеником к местному художнику Жерену, у которого проучился несколько лет. Затем в течение нескольких лет работал в различных мастерских. В 1702 году Ватто отправился в Париж, где на протяжении двух лет за нищенскую плату работал копировальщиком дешевых картин, а свободное время посвящал рисованию с натуры. Вскоре Ватто познакомился с театральным декораторм К.Жило, у которого продолжил обучение живописи. Сблизившись в 1708 году с хранителем Люксембургского дворца К.Одраном, Ватто получил возможность изучать творения великих мастеров, которыми изобиловала дворцовая коллекция живописи. В 1709 году в надежде на продолжение обучения Ватто выставляет на ежегодный конкурс Королевской академии живописи картину «Возвращение Давида после победы над Голиафом», однако получить первую премию ему не удалось. Самостоятельную творческую деятельность Ватто начал с зарисовок сцен солдатской жизни («Бивак»). Эти композиции имели успех у парижской публики, и к художнику потекли заказы. Творчество Ватто положило начало новому этапу в истории европейской живописи, графики и декоративного искусства. Следуя характерным мотивам жанровой живописи XVII века, Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Савояр с сурком»), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. В зрелую пору художник отдает предпочтение театральным сценам и так называемому «галантному жанру», изображая на своих картинах всевозможные праздники, маскарады и увеселения, романтические свидания, изысканную игру в любовь беспечных дам и кавалеров («Праздник любви», «Отдых на охоте», «Радости жизни», «Общество в парке»). Важную роль в творчестве Ватто играло поэтическое воображение. Художник впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой художественного стиля рококо. Помимо «галантных сцен», Ватто писал пейзажи («Пейзаж с водопадом»), портреты («Жиль», «Мецетен»), мифологические композиции («Суд Париса»), религиозные композиции («Святое семейство»), обнаженную натуру («За туалетом»). Ватто известен также как автор рисунков, в которых он запечатлел самых разных представителей французского общества. Ватто был признан в художественной среде как тонкий и оригинальный мастер. В академических кругах его авторитет вырос настолько, что в 1712 году он был принят в члены Художественной академии, а в 1717 году за большую картину «Паломничество на остров Киферу» получил звание академика. В 1719 году Ватто уезжает в Англию. В Лондоне он прожил год: много работал и получил признание. Однако сырой климат английской столицы подорвал хрупкое здоровье художника. Вернувшись в Париж, Ватто часто болел. Последние работы художника - «Портрет скульптора Патера» и «Вывеска лавки Э.Ф.Жерсена». В 1721 году в возрасте 36-ти лет Ватто скончался от чахотки.
143 года назад (1863) родился Владимир Афанасьевич Обручев, геолог, географ, писатель-фантаст, академик
Владимир Обручев родился в селе Клепенино Тверской губернии. Окончил Горный институт в Петербурге. Широкому кругу читателей известен как автор научно-фантастических романов «Плутония», «Земля Санникова», «Золотоискатели в пустыне», «В дебрях Центральной Азии». Однако его профессиональная деятельность всецело связана с наукой, с геологией. Владимир Обручев - геолог и географ с мировым именем, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии, академик, профессор Томского технологического института (1919-1921), Таврического университета в Симферополе (1918-1919) и Московской горной академии (1921-1929). С 1930 года - председатель Комиссии (Комитета) по изучению вечной мерзлоты, с 1939 года - директор института мерзлотоведения АН СССР. В 1942-1946 годах - академик-секретарь Отделения геолого-географических наук АН СССР. С конца XIX века Обручев занимался исследованиями, связанными с проектированием Закаспийской и Транссибирской железных дорог. Результаты его многолетних научных изысканий были обобщены им в трехтомной монографии «Геология Сибири» (1935-1938) и в пятитомном труде «История геологического исследования Сибири» (1931-1959). Круг профессиональных интересов ученого распространялся также на такие сложнейшие вопросы, как происхождение лёсса в Центральной и Средней Азии, оледенение и вечная мерзлота в Сибири, общие вопросы тектоники и тектонические образования строения Сибири, геология месторождений золота Сибири, существование «древнего темени» Азии. Напряженный и эффективный труд геолога и географа В.А.Обручева отмечен многими высшими государственными наградами, именем Обручева названы горный хребет в Тувинской республике, гора в верховьях Витима, оазис в Антарктиде, а также минерал обручевит. За лучшие работы по геологии Сибири в АН СССР в 1938 году была учреждена премия имени В.А.Обручева. Умер ученый 19 июня 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
90 лет назад (1917) родился Телониус Монк (1917-1982), американский пианист и композитор, один из создателей современного джаза
Телониус Спир Монк родился в городе Роки Маунт в Северной Каролине. Вырос в Нью-Йорке. С пяти лет учился играть на фортепиано, выступал на домашних вечеринках, церковно-приходских собраниях, аккомпанировал странствующим миссионерам. В первой половине 1940-х начал активную концертную деятельность, работал с оркестрами Лаки Миллиндера (1942) и Кути Уильямса (1944). Впервые по-настоящему Монк стал известен благодаря регулярным совместным выступлениям со знаменитым тенор-саксофонистом Коулменом Хокинсом, который, несмотря на недовольные отзывы некоторых своих поклонников, в полной мере смог оценить талант необычного пианиста. В дальнейшем он сотрудничал с оркестром Диззи Гиллеспи, Майлзом Дэвисом, Чарли Паркером, Сонни Роллинзом, Артом Блэйки, а также играл с собственными составами, привлекая таких музыкантов, как Джон Колтрейн. Непривычная для традиционного джаза манера игры, своеобразные неровные, рваные соло были препятствием на пути к признанию Монка как композитора и исполнителя - даже среди музыкантов, исполнявших бибоп, он имел репутацию сумасброда и эксцентрика. Признание пришло к нему только во второй половинке 1950-х годов, когда широкая джазовая аудитория постепенно начала воспринимать новые музыкальные веяния. Записывавшийся прежде только как приглашенный музыкант (его первые студийные опыты относятся к периоду работы с Хокинсом), начиная с 1947 года Монк выпускал собственные альбомы, среди которых наибольшую известность получили «Brilliant Corners» (1956) и «Thelonious Monk With John Coltrane» (1957). В 1957 году вместе со своим квартетом, в состав которого тогда входил Джон Колтрейн, Монк дал серию концертов в клубе «Five Spot», которые были очень высоко оценены джазовыми критиками. Уже будучи признанным мастером, звездой современного джаза, на протяжении 1960-х годов Монк много гастролировал со своим квартетом в Европе и в США и продолжал записываться в студии. В 1971-1972 годах играл в составе «The Giants of Jazz» вместе с Диззи Гиллеспи, Артом Блэйки и Сонни Ститтом. Неожиданно для всех в 1973 году он практически прекратил концертную деятельность и только изредка появлялся перед слушателями. Один из последних концертов Монка состоялся в 1974 году на джазовом фестивале в Ньюпорте. Многие композиции Монка, такие как «Round Midnight», «Straight, no Chaser», «Ruby My Dear», «52nd Street Theme» и «Epistrophy» стали джазовой классикой и вошли в репертуар многих исполнителей. Умер знаменитый джазовый пианист и композитор 17 февраля 1982 года.