Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Московский мэр Юрий Лужков в минувшую пятницу подписал постановление, предусматривающее развитие собственной воздушно-транспортной системы столицы. Оно должно дать стимул к возрождению малой авиации и наладить устойчивое авиасообщение с другими городами России. Таким образом, московское руководство пытается решить задачу, с которой долгие годы не могло справиться государство.
А ведь когда-то малая авиация выполняла почти миллион рейсов в год. К началу 90-х она перевозила до 10 млн пассажиров ежегодно. Сегодня - менее 400 тыс. Один за другим закрываются региональные аэропорты. В одном только Красноярском крае за два десятилетия ликвидировали 122 аэродрома - осталось лишь 24. В Воронежской области не используются или находятся в крайне запущенном состоянии 40 взлетно-посадочных площадок. Из 45 аэропортов Читинской области сейчас работают только два. В целом, за полтора десятилетия с авиационных карт исчезли свыше 900 воздушных гаваней.
Для России с её просторами и тотальным бездорожьем подобное положение, по мнению экспертов, представляет угрозу самой территориальной целостности государства. Миллионы россиян, особенно живущих в отдалённых и труднодоступных регионах, оказались практически отрезанными от «большой земли». А ведь помимо пассажирских перевозок, малая авиация ещё занималась сельскохозяйственными работами, геологоразведкой, аэрофотосъёмкой, оказанием срочной медицинской помощи, патрулированием лесов, «северным завозом». Сейчас всё это - в прошлом.
Ещё весной 2005 года президент поручил правительству разработать проект Концепции возрождения и развития малой авиации. Всем было ясно - без такой государственной программы дело с мёртвой точки не сдвинуть. Нужны огромные средства из федерального и региональных бюджетов, чтобы восстановить и реконструировать инфраструктуру аэропортов. Необходимо нормативно-правовое обеспечение, которое поставило бы на цивилизованные рельсы отношения между государством и воздушными операторами. Надо, наконец, поддержать отечественных производителей лёгких самолётов и организовать подготовку авиационного персонала. Законопроект был разработан, но до сих пор гуляет по чиновничьим кабинетам. Наверное, именно поэтому, не очень надеясь на Минтранс, московские власти решили взять дело в свои руки и наладить нормальное авиасообщение с близлежащими регионами.
До недавних пор межрегиональными перевозками преимущественно занимался аэропорт «Быково». Хотя он никогда не отличался комфортом и пунктуальностью полётов, главную свою функцию всё же выполнял. До середины 1991 года этот аэропорт ежедневно принимал и отправлял 550 рейсов. В лучшие времена ежегодно через него проходило свыше 630 тыс. пассажиров. К 1999 году их число сократилось более чем вдвое, а ныне «Быково» в месяц обслуживает лишь 200-300 человек.
Сегодня столица связана по воздуху только с четырьмя регионами ЦФО - Липецкой, Тамбовской, Белгородской и Курской областями - именно там сумели сохранить свои аэропорты. В соответствии с постановлением, заверенным московским градоначальником, в ближайшие два года будет налажено регулярное авиасообщение с девятью региональными центрами, а до 2010-го - ещё с восьмью. Для этого в предстоящие три года планируется завершить реконструкцию принадлежащего столице «Внуково» и всех выбранных провинциальных аэропортов.
Более того, Москва уже приобрела контрольный пакет авиапредприятия «Золотое кольцо», владеющего ивановским аэропортом, и имущество аэропорта Калуги. Судя по всему, столичные власти намерены постепенно заполучить большую часть воздушных гаваней, в модернизацию которых сейчас вкладывает свои средства - в общей сложности примерно 55 млрд рублей. В документе даже содержится предложение создать холдинг, который бы объединил все эти аэропорты под единым началом.
Так что экспансия налицо. Но насколько она оправданна с точки зрения рядовых пассажиров, которые, как правило, рассчитывают, как им быстрее и дешевле добраться из пункта А в пункт Б? Ведь доехать, скажем, на электричке до Калуги можно за 2,5 часа, менее чем за три - до Рязани, за шесть - до Костромы, Брянска и Иваново. Полёт самолётом по этим маршрутам вряд ли окажется экономнее по времени. Не говоря уже о деньгах. С другой стороны, для приведения в порядок аэропорта в каждом из этих городов потребуется, по некоторым прикидкам, до 3 млрд рублей.
Что же касается воздушно-транспортной программы, то она даёт шанс переломить кризисную ситуацию в малой авиации хотя бы в отдельно взятом регионе. У государства на это денег нет. Как сообщил на днях министр транспорта Игорь Левитин, инвестиции в реконструкцию всех аэропортов страны, начиная с 2003 года, составили всего 60 млрд рублей. Причем на один федеральный рубль приходится пять, вложенных частными компаниями. При таких темпах финансирования об обновлении аэропортного хозяйства можно и не мечтать. А уж о возрождении местной авиации - и подавно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции