Анатолий Горев, финансовый аналитик для РИА Новости.
В современной России даже самая ожидаемая и прогнозируемая отставка превращается в сенсацию. О том, что Андрей Казьмин, бессменно возглавлявший Сбербанк на протяжении последних одиннадцати лет, уходит со своего поста, было известно уже несколько дней. Однако, похоже, никто из экспертов не ожидал, что следующим местом работы экс-главы крупнейшего госбанка станет Почта России. И что, по-видимому, именно Андрею Казьмину придется претворять в жизнь идею, с которой он в свое время отчаянно боролся - идею о создании Почто-Банка, способного стать реальным конкурентом для всемогущего «Сбера».
Карл Маркс не раз говорил о том, что мировая история - величайшая поэтесса, которая, к тому же, обладает утонченной иронией. В справедливости его наблюдения человечество убеждалось уже не раз, а теперь в том же самом может убедиться и российский банковский рынок. Однако понятным это становится, если немного углубиться в предысторию вопроса, вернее, в события последних 3-5 лет, когда идея создания в России Почто-Банка постепенно набирала силу, а для ее реализации не хватало сущей малости - доброй воли тогдашнего руководителя Сбербанка России Андрея Казьмина.
Сторонники Почто-Банка выдвигали в пользу своей инициативы целый ряд доводов. Первый из них - Почта России располагает уникальной разветвленной сетью отделений, охватывающей всю нашу страну, речь идет о 40 тысячах точек присутствия! Среди банков сравниться с ней по этому показателю может только Сбербанк. Но у Почты при этом есть серьезные преимущества даже по сравнению с этим бесспорным лидером российского банковского рынка: во-первых, ее отделения в свое время открывались даже в самых труднодоступных местах нашей необъятной Родины, и, во-вторых, они в отличие от банковских отделений не могут быть закрыты из-за низкой убыточности. Иными словами, они были, есть и будут. Дело за малым - использовать их не только как почтовые «точки», но и как банковские филиалы, которые предлагали бы банковские услуги самым разным категориям населения.
Эксперты указывали и на другое обстоятельство, «играющее» в пользу создания Почто-Банка. Так, по их словам, затраты на соответствующее переоборудование почтовых отделений на порядок ниже, чем затраты на создание новых «точек присутствия» российских банков в регионах. Речь в любом случае не пойдет об аренде или покупке новых помещений. Достаточно снабдить почтовые отделения выделенными банковскими офисами, банкоматами, автоматическими кассами, позволяющими оплачивать кредиты или зачислять средства на пластиковые карты - и вот уже создана база для обслуживания людей со средними и невысокими доходами, то есть клиентов, привыкших пользоваться стандартным набором банковских продуктов и услуг.
Со временем, конечно, конкуренция заставит Почто-Банк создать инфраструктуру и для реализации более сложных финансовых продуктов. Однако на первых порах вполне достаточно, если Почто-банк просто сделает классические банковские услуги более доступными для населения, утверждали апологеты идеи. В качестве подтверждения своей правоты они охотно ссылались на опыт западных стран, где Почто-банки существуют уже давно (например, немецкий Deutsche Post), и где налицо все доказательства их успешной деятельности.
Похоже, что против идеи создания в России Почто-Банка не возражали и на самом «верху»: во всяком случае, год назад на заседании президиума Госсовета, посвященном банковской реформе, Путин предложил использовать почтовую инфраструктуру для улучшения доступа населения к финансовым услугам. Однако воз реформы продолжал «благополучно» пробуксовывать на месте - как утверждают эксперты, не в последнюю очередь из-за жесткой позиции по этому вопросу Сбербанка России и лично Андрея Казьмина. Лидеру по обслуживанию клиентов-физлиц (и особенно россиян с невысокими и средними доходами) совсем не улыбалась перспектива появления на рынке банка с огромной разветвленной сетью и с клиентской базой, которой может позавидовать любая национальная финансово-кредитная структура. Поэтому о создании Почто-банка в правительстве рассуждали по принципу «да, неплохо бы», а коммерческие банки, тем временем, все более активно прибегали к услугам Почты России для совершения своих операций. Так, с 2006 года Хоум Кредит энд Финанс Банк начал выдавать в почтовых отделениях потребительские кредиты (за пять месяцев 2007 года их набралось 85 тыс. займов на 1,7 млрд рублей), а Связь-банк начал устанавливать здесь банкоматы, число которых к настоящему моменту достигло 20 тыс. штук.
Похоже, однако, что теперь проникновению коммерческих банков на Почту придет конец, и ее волшебным превращением в банк займется никто иной, как экс-глава «Сбера» Андрей Казьмин. «У Казьмина есть необходимые знания и влияние для того, чтобы составить конкуренцию Сбербанку на базе «Почты», - говорит Аркадий Комягинский, старший вице-президент, член правления Связь-банка. - Это хорошая интрига - забить гол своему бывшему клубу». Сделать это г-ну Казьмину будет тем более легко потому, что у него уже есть опыт превращения убыточных госпредприятий в процветающие структуры. Когда он пришел в Сбербанк в 1996 году, госбанк влачил печальное существование: его капитализация составляла всего 1,5 млрд. долларов, а чистые активы не превышали 25 млрд. долларов. К настоящему моменту первый показатель дорос до 87 млрд. долларов, а второй - до 174, 5 млрд. долларов. Если же говорить о Почте России, то ее нынешнее положение как раз оставляет желать лучшего: убыток ФГУП в 2006 году составил 2,8 млрд. рублей, а затраты за тот же 2006 год превысили выручку на 4%. Так что поле деятельности для бывшего руководителя Сбербанка открывается вполне впечатляющее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции