Дина Ляхович, обозреватель РИА Новости.
Американские военные притягивают к себе террористов со всего мира, как магнит. Такой вывод делают в странах Африки и Азии спустя четыре с половиной года с начала иракской военной кампании. На этих днях Пентагон был вынужден открыть штаб-квартиру своего нового - африканского - командования (АФРИКОМ) на территории Германии, в Штутгарте. Из всех стран Африки на данный момент только Либерия осмелилась публично предложить свою территорию в качестве штаб-квартиры для АФРИКОМа.
Об идее создания АФРИКОМа объявил президент США Джордж Буш в феврале этого года. В полную силу это командование заработает в 2008 году, а пока 1 октября была открыта лишь штаб-квартира. Предполагается, что временная.
Задачи, которые стоят перед АФРИКОМом, весьма обширны, если не сказать размыты. Здесь и способствование в развитии стабильности и установлении гражданского общества на Африканском континенте, и улучшение там уровня жизни населения, и предотвращение распространения террористической сети, а также тренинг африканских военных, поставка армейского оборудования и различные медицинские миссии.
Звучат эти цели весьма красиво и благородно. Почему же тогда правители большинства африканских государств, которые практически никогда не отказываются от гуманитарной, экономической и военной помощи, сказали американцам - «нет»? Что, кстати, стало сюрпризом для Вашингтона.
Самая распространенная реакция африканцев - опасения, что АФРИКом и его штаб-квартира притянет к себе внимание террористов, всех, кто считает США своим врагом. Приведем весьма характерную цитату из журнала «Jeune Afrique» за сентябрь, где автор рассуждает о возможных последствиях появления штаб-квартиры нового американского детища в Африке: «Ситуация на континенте опасным образом станет похожей на ситуацию на Ближнем Востоке, который Соединенные Штаты ввергли в огонь и кровь, желая, как они утверждают, его ... демократизировать. Вместо того чтобы защитить континент от терроризма, АФРИКом притянет к Африке террористов как магнит, таким же образом, как вторжение в Ирак американо-британских армий привлекло террористов в Месопотамию».
Предположение о возможном сравнении будущей американской политики в Африке с ближневосточной неслучайно. Ведь даже провозглашенные задачи, которые ставит перед собой новое региональное американское командование, во многом напоминают планы Вашингтона по демократизации Большого Ближнего Востока. Как известно яркими и успешными примерами этого процесса сами американцы называют Афганистан, Ирак и Ливан. Комментарии здесь излишни.
Напомним, что в свое время арабские страны в содействии с европейскими и российскими дипломатами сделали все возможное, чтобы проект демократизации Ближнего Востока нашел свое практическое воплощение в программе «Партнерства ради прогресса и общего будущего» со странами «Большой восьмерки». В этой программе оговаривается конкретная помощь, которую развитые индустриальные страны могут оказать своим ближневосточным партнерам. Оговариваются и четкие рамки, за которые никто не выходит. Вся помощь, в том числе и советы по демократизации общества, оказывается с согласия руководства той или иной страны и с учетом ее национальных особенностей. Партнерство - слово здесь ключевое.
Как будет работать АФРИКом, пока неясно. Учитывая весьма печальный опыт США в Сомали в начале 1990-х и беспомощность Запада в стабилизации ситуации в этой стране сегодня, как и в решении проблемы Дарфура - весьма сомнительно, что американцам удастся взглянуть на происходящее в Африке с того же угла, что и местному населению. А именно о таком подходе говорили в Вашингтоне, объявляя о решении создать АФРИКом. Но нет гарантий того, что в Африке удастся то, что не получилось в Ираке и в Афганистане. И речь не только о стабилизации обстановки в этих странах, прогрессе в деле демократизации (в конце концов на этот счет могут быть разные суждения), а именно о том, чтобы понять местное население и его нужды. Стать своими на чужой земле.
Этого не произойдет, понимают африканские лидеры, которые готовы заключать с США любые партнерские соглашения, сотрудничать в целом ряде вопросов от торговли до безопасности, но только не пускать их на свою территорию. Тем более что они понимают - намерения США не так бескорыстны, как кажутся. Дело в нефти, поставки которой из ряда африканских стран, скоро составят четверть ее американского импорта. Эти поставки необходимо обезопасить и гарантировать на будущее. А конкуренция в Африке растет стремительно - помимо традиционных конкурентов Франции и Великобритании, на континент пытается вернуться Россия. Но самая главная угроза со стороны Китая, который один за другим выигрывает контракты в африканских странах в самых разных сферах. С ним никто сравниться не может, тем более, что сотрудничество с Пекином отнюдь не требует обертки в виде разговоров о демократии и правах человека. Что удобно для африканских лидеров, которые опасаются, что АФРИКОМ рано или поздно свяжет им руки.
И даже если это не так, и намерения Вашингтона в отношении Африки самые благородные, то это все равно их не переубедит. Слишком сомнительна в последние время репутация американской дипломатии и американских военных. И изменить ее США в странах Азии и Африки будет непросто.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции