Интервью руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Валерия Рощупкина в преддверии Международного лесного форума в Санкт-Петербурге (9-12 октября).
- Валерий Павлович, Международный лесной форум - главное событие отрасли. Что предъявит Россия зарубежным коллегам в этом году?
- Во-первых, с этого года в стране действует новый Лесной кодекс, который ввел принципиально новое для российской практики распределение полномочий в лесоуправлении. В субъекты РФ переданы основные полномочия и права в деле использования лесов, их охраны и защиты. С принятием этого документа в России действует новый порядок доступа к лесным ресурсам, обусловленный, прежде всего, инвестиционными приоритетами. Бизнес отныне должен вести себя в лесу не как временщик, а как ответственный хозяин, который заботится о сохранении и восстановлении ресурсов, ориентируется не на экспорт кругляка, а на глубокую переработку древесины.
Кроме того, в стране определены приоритеты развития лесопромышленного комплекса. Это создание крупных интегрированных структур, глубокая переработка древесины, импортозамещение и повышение конкурентоспособности на мировом рынке лесных товаров, стимулирование внутреннего спроса на изделия из древесины, в том числе для домостроения и энергетики.
- Изменилась ли позиция России на мировом рынке леса за последние годы?
- Россия последовательно утверждает себя в качестве влиятельного и ответственного участника международного рынка лесных товаров. Наша страна стала полноправным членом Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН, а на 18-й сессии Комитета по лесам выступила с инициативой создания системы глобального лесного мониторинга.
Заявлена масштабная программа лесовосстановления. В частности, уже в этом году реализуются проекты по линии так называемых «киотских лесов», высаженных после 1990 года специально для поглощения парникового газа и не подлежащих вырубке. Речь идет о проектах на сумму 600 миллионов рублей.
Нами принимаются жесткие комплексные меры по пресечению незаконного оборота древесины. Косвенным инструментом здесь можно считать повышение экспортных пошлин на необработанную древесину с 1 июля текущего года, что уже сказалось на объемах нелегально вывозимого сырья.
- Насколько оптимально идет реализация всех положений нового Лесного кодекса, какие трудности есть?
- Были сдвинуты на год сроки принятия в субъектах РФ наиболее трудоемких и сложных документов - лесных планов и лесохозяйственных регламентов, а также предусмотрена возможность выписки лесорубочных билетов в 2008 году.
Кроме того, с учетом наших совместных предложений были внесены корректировки в бюджетные назначения по субвенциям регионам на ведение лесного хозяйства текущего года, а также в проект трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы.
Уверен, что дополнительный переходный год и дополнительные субвенции будут использованы самым эффективным образом и в 2008 году лесное хозяйство полностью перейдет на новые принципы, заданные Лесным кодексом.
- Какие наиболее острые проблемы остаются пока нерешенными в отрасли?
- Среди проблем, озвученных нашим бизнес-сообществом, первейшим приоритетом практически единогласно признана проблема кадров и инноваций. Здесь множество вопросов, требующих решения: от новой номенклатуры специальностей в отрасли в соответствии с запросами рынка труда до стратегических вопросов развития системы высшего и среднего лесного образования, отраслевой науки, управления инновационными процессами. Сегодня необходимо кооперировать средства бюджетных, внебюджетных и корпоративных источников для финансирования фундаментальных и прикладных разработок, направленных на повышение конкурентоспособности российского лесного комплекса.
Остро стоит и проблема качества государственного управления лесами. Представители бизнеса сегодня хотят доверять власти и рассчитывают на появление долгосрочных правил игры в лесном секторе. Необходимо также в этой связи проводить комплексные исследования состояния и перспектив развития мирового и внутреннего рынка лесных товаров, формировать новые сегменты проса с долгосрочной перспективной развития. Например, развивать деревянное домостроение.
Другим принципиальным для отрасли вопросом остается развитие инфраструктуры леса. Здесь я бы отметил ряд новых идей, непосредственно связанных с условиями действия нового Лесного кодекса.
Во-первых, речь идет об институциональном статусе и титуле собственности элементов инфраструктуры леса, в том числе - лесовозных дорог. Во-вторых, мы считаем актуальной идею лесного фермерства, которая вытекает из современного зарубежного и забытого российского опыта. Разумеется, фермерство жизнеспособно исключительно в условиях развитой инфраструктуры, местной производственной и сбытовой кооперации, налаженных деловых отношений с крупным лесопромышленным бизнесом. И здесь есть, что обсуждать.
- И это только верхушка айсберга, насколько я понимаю. Однако, перелом уже произошел?
- Да, об этом можно с уверенностью говорить. Несмотря на отмеченные проблемы переходного периода, лесопромышленный комплекс был обеспечен сырьем и показал в целом позитивные результаты.
За истекший текущий год выросла заготовка и переработка древесины. Продолжился рост производства основных видов продукции деревообработки: пиломатериалов, товарной целлюлозы, древесных плит, картона и бумаги. Наблюдается некоторый приток инвестиций в глубокую переработку древесины.
При всех трудностях, связанных с переходом на новую систему лесных отношений, сегодня можно утверждать, что период стагнации, в котором длительное время находился лесной сектор нашей экономики, закончен.
Интервью вела специальный корреспондент РИА Новости Екатерина Ефимова