Анастасия Лопатко, РИА Новости.
Решение Пушкинского музея в Москве провести выставку, посвященную жизни и творчеству истинно европейской женщины Габриэль Шанель вызвало у ценителей и почитателей высокого искусства некоторый шок. Пушкинский музей, который всегда славился своим исключительно консервативным подходом к проведению выставок, на этот раз изменил своему правилу. Однако руководство музея сразу же отмело обвинения в легкомысленном отношении в принятии решения, дав выставке однозначную характеристику «Шанель. По законам искусства». Таким образом, Москва авторитетно подчеркивает, что Габриэль Шанель внесла неоценимый вклад в развитие европейской моды и стиля, ставшие искусством.
Ажиотажный интерес публики прогнозировался, но он оказался столь велик, что директор музея Ирина Антонова вынуждена была заявить о необходимости «дозировать количество посетителей в день». Загадка творчества и личности этой незаурядной француженки столь велика, что в сегодняшней России, с ее стремлением к независимости женщины, буржуазности и гламурности, Габриэль Шанель становится образцом для подражания и примером сочетания капиталистических качеств бизнес - вумен с эротизмом женщины времен хай-тека.
Мне лично кажется, что столь неподдельный интерес москвичей к творчеству Габриэль Шанель может объясняться еще и тем фактом, что мы на уровне подсознания видим в ее поисках женской идентичности свои собственные поиски этой идентичности. Особенно в системе координат европейских ценностей. И что поразительно, мы находим эти ценности. Возможно потому, что сама Коко Шанель настолько сильно была увлечена и подвержена влиянию русской культуры, что сегодня ее артефакты воспринимаются у нас как собственные, как родные. И мы видим в зеркале ее творчества свои европейские начала и свой вклад в мировую культуру.
В нарядах Шанель того времени явно чувствуется русское влияние: ее новое изобретение - пальто на подкладке из соболя - никто во Франции такого не носил. Воротник - да, но подкладка из такого меха - вещь невиданная, по сути революционная. Появились модели наподобие русских рубашек, перетянутых поясом, с расшитым воротником и манжетами - чистая Россия. Правда, предназначалась такая рубашка женщинам, носить ее надо было с прямой юбкой на парижский манер.
Кто возбудил у этой парижанки из сиротского приюта такую страсть к русскому началу? Ее «учителями» русского стиля были незауряднейшие представители русской культуры. На вилле Коко после революции 1917 года жил выдающийся русский композитор 20 века Игорь Стравинский со всей своей семьей. Шанель тесно сотрудничала с Сергеем Дягилевым, известным русским художественным и театральным деятелем. Она не только помогала ему деньгами, когда он очень в этом нуждался, но и делала костюмы для его постановок. Так балет «Голубой экспресс», премьера которого состоялась в 1924 году, стал переломным в жизни Шанель - ее искусство признали даже те, кто ранее критиковал. У Шанель был роман с великим князем Дмитрием Павловичем Романовым. "Это была настоящая история любви, - делился французский куратор выставки, искусствовед Жан-Луи Фроман (Jean-Louis Froman). - Благодаря князю Дмитрию Шанель познакомилась с целой плеядой талантливых русских, которые в то время нашли пристанище во Франции. Интерес к Дмитрию Павловичу и его окружению пробудил в Шанель интерес к русскому костюму - вышивке, меховым подкладкам на пальто. Шанель нашла в этой традиции комфорт и свободу, к которым она всегда стремилась в своих моделях".
Влияние русского искусства на творчество мадам Коко никогда ею не отрицалось. Более того, ее абсолютный хит, знаменитые духи «Шанель №5», имеют русские корни: создателем их был эмигрант из России, парфюмер Эрнест Бо. Коко Шанель полагала, что «женщина должна пахнуть женщиной, а не цветком», поэтому в качестве эксперимента она смешала более восьмидесяти ароматов, а парфюмер Эрнест Бо добавил в смесь альдегид. Он сделал «Шанель №5» первыми в истории стойкими духами и окончательно «запутал» ароматы. Запах стал неопределенным и волнующим.
Витающий повсюду аромат духов великой мадемуазель - вот то, что отмечаешь, как только попадаешь в Пушкинский музей. Аромат, распыляемыми специальными пульверизаторами, которые установлены на протяжение всей выставки, аромат, захвативший залы Пушкинского музея и уносящий нас далеко в миры Коко...
Габриэль Шанель, воспитывавшаяся после сиротского приюта в католическом монастыре, где уничтожалась всякая индивидуальность, женственность, привлекательность, впоследствии через всю свою жизнь пронесла собственную неповторимость, которой она наделяла все свои модели. Ее мечта была научить женщину жить в гармонии с собой. Очень самоуверенная, своенравная, вздорная, порой циничная и язвительная, она никогда не боялась идти против общественного мнения. Она его создавала. Будучи вхожей в парижскую богему, она не желала равняться на них, а сделала себя примером для подражания. Именно она создала образ эмансипированной женщины 20 века. Женщины не моды, но стиля И это оказался стиль на все времена - амбициозный и эротичный. Не в этом ли трагедия современной женщины, которая осознала свою личную и социальную значимость, равную, а то и выше мужской самооценки?
Ее искусство преодоления женской природной ограниченности в сочетании с неукротимостью лидерства посылало столь мощные импульсы, что их не мог остановить даже железный занавес, установленный мужчинами - политиками Востока и Запада Европы. Хотя достать что-то в Советском Союзе «от Шанель» было практически невозможно, но под ее «провокативом« не могли устоять даже «выездные» женщины-функционерки. Ирина Антонова вспоминает, как в 1956 году она поехала за границу и на те малые деньги, купила только «Шанель №5».
Выставка, построенная в виде лабиринта, отражает этапы жизни Шанель. «Черное» - это знаменитое маленькое черное платье, ставшее залогом успеха и известности Шанель, это маленькие стеганые сумочки на золотой цепочке через плечо. Многие считают, что прародителями элегантных черных шедевров стали строгие темные платья воспитанниц сиротского приюта и одежда монашек, под чьим надзором прошли отрочество и юность Шанель. «Красное» - излюбленный цвет губной помады. О красном цвете, который она по капле вливала в свои коллекции, Габриэль говорила: «раз красный цвет - цвет крови, и у нас его так много внутри, нужно показать его немного снаружи».
«Венеция» - эта тема экспозиции связана с излюбленным городом Шанель. Великолепие венецианских куполов, игра цветов мозаики, блеск позолоты - все нашло отражение в искусстве Шанель. «Пески» - это трикотаж, который Шанель смогла «приручить» и подарить миру хорошо сидящие ансамбли с четкими плавными линиями. И завершает эскпозицию тема «Твид» - твид, ставший открытием Шанель и визитной карточкой Жаклин Кеннеди. Твид, символизирующий английскую эпоху в жизни Шанель, близкие отношения с герцогом Вестминстерским и время, проведенное в его владениях в Англии.
Выставка обладает необычайно сильной энергетикой. Залы экспозиции, представляющие каждый свой мир Коко, переносят нас по лабиринтам жизни великой мадемуазель. Ее чувства, эмоции, ее радости и горести, победы и поражения отражаются в ее моделях и проникают к нам в душу. И мы вместе с этой женщиной следуем из сиротского приюта к вершине славы, желая хоть чуточку быть на нее похожей...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции