Александр Сапсай, Астана, для РИА Новости
Перед тем как сесть в Душанбе за стол переговоров на саммите СНГ, президенты Российской Федерации и Республики Казахстан провели отдельную встречу в Новосибирске, где участвовали в форуме руководителей приграничных регионов двух стран. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсудили вопросы дальнейшего развития стратегического партнерства двух государств, чей взаимный товарооборот в текущем году может превысить, по прогнозам, 16 миллиардов долларов.
Помимо программ экономического, политического и гуманитарного сотрудничества Назарбаеву и в Новосибирске, и в Душанбе было, что предложить вниманию коллег по Содружеству. Прежде всего - ход реализации уникальной стратегии «Казахстан - 2030: процветание, безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев».
В этой комплексной программе развития, принятой в 1997 году, обозначены 7 долгосрочных приоритетов, которые уже десять лет успешно претворяются в жизнь. «Стратегия-2030» - своего рода визитная карточка нового Казахстана - первый опыт для стран СНГ. До Нурсултана Назарбаева ни один из постсоветских лидеров не инициировал создание долгосрочной стратегии с целью выстраивания оптимальной модернизационной модели.
Прошедшее десятилетие стало временем масштабных изменений в истории казахстанской государственности. Его можно охарактеризовать как эволюционный скачок относительно слабой в экономическом плане страны к позиции регионального лидера с преобладанием демократических ценностей и рыночных принципов функционирования.
Страна достойно прошла испытание азиатским кризисом 1997-1998 годов, мировой экономической рецессии, последствиями рыночных реформ, нефтяным бумом и другими трудностями и вызовами современности. В этот период мы преодолели наиболее острые социальные задачи, связанные с безработицей, бедностью, дефицитом и проблемами в сфере социального обеспечения.
Сегодня Казахстан является одним из самых динамично развивающихся стран в мире, а среди стран СНГ занимает ведущее место по уровню инвестиций на душу населения.
Многие зарубежные эксперты отмечают, что модель ускоренного развития экономики, реализуемая в Казахстане, полностью себя оправдала. О прогрессе республики можно судить по задачам, которые мы решаем на каждом из этапов развития.
К моменту принятия Стратегии мы решали в основном проблемы, связанные с бедностью и безработицей, задолженностью по социальным выплатам, нехваткой средств на самые неотложные обязательства государства в сфере социальной защиты, здравоохранения и образования. Сегодня же мы ставим перед собой качественно иные цели: повышение конкурентоспособности страны, внедрение казахстанского Национального стандарта жизни и вхождение страны в клуб развитых государств.
В дальнейшем мы перейдем к задачам, которые решают наиболее высокоразвитые государства: переход на новый технологический уровень развития, акцентированное внимание к качественным параметрам жизни, развитие современной научной базы, решение сложных экологических проблем, становление Казахстана в качестве поставщика на мировые рынки высокотехнологичных услуг и продукции.
Все последние десять лет республика сохраняет высокие темпы экономического роста. Успехи, достигнутые на этом направлении, признаны мировым сообществом. По оценкам Всемирного банка, Казахстан лидирует среди стран СНГ в проведении реформ. Ещё в марте 2002 года Министерство торговли США присвоило ему статус «страны с рыночной экономикой». Мы - единственная страна Содружества, которая уже в 2003 году восстановила уровень промышленного производства до кризисного 1991 года.
Между тем, достижение высоких темпов роста экономики - это не самоцель, а средство обеспечения достойного уровня жизни в стране. Производственный объем на душу населения в РК в 2006 г. составил более 5 тысяч долларов. К 2012 году, согласно долгосрочным планам руководства, он должен вырасти до 9 тысяч долларов. Это будет одним из самых высоких показателей на всем постсоветском пространстве.
В странах, где отсутствует долгосрочная стратегия развития, подкрепленная народной поддержкой, обычно складывается революционная ситуация. Недовольство широких социальных слоев своей жизнью, недоверие к правящей элите накапливается годами в дезориентированном общественном сознании и формирует стремление свергнуть руководство, которое «не знает что делать, чтобы улучшить жизнь в стране».
Отчасти этим объясняются процессы, наблюдаемые последнее время в нашем ближнем зарубежье - в Грузии, Кыргызстане, Узбекистане, Украине. Так находит выход неудовлетворенность людей уровнем и качеством жизни, их стремление передать контроль над развитием страны в руки деятелей, «имеющих рецепт реформ». На наш взгляд, с проблемой концептуального кризиса столкнулась и сегодняшняя Россия.
Нашему руководству удалось, следуя логике развития, своевременно предпринять необходимые шаги. Основные усилия политической элиты Казахстана после провозглашения независимости тоже направлялись на утверждение республики как самостоятельного государства. Но, пройдя сложную проверку на суверенитет, доказав миру свою состоятельность, руководство республики без задержки перешло к строительству обновленного государства, общественному и экономическому переустройству.
Многим постсоветским лидерам сегодня не хватает не столько материальных, сколько политических ресурсов. Япония, Сингапур, Южная Корея и некоторые другие страны, крайне бедные природными ресурсами, сумели использовать конъюнктуру рынка и другие свои сильные стороны, чтобы выйти из глубокого системного кризиса.
Эту мысль высказал в тексте «Стратегии - 2030» президент Назарбаев:
«Надо учиться на негативном мировом опыте. Он однозначно показывает, что отсутствие стратегии или неспособность ее реализовать перевешивают потенциал природных богатств. Главный вывод, который мы все должны сделать: необходимо разработать продуманную стратегию и претворять ее в жизнь, несмотря на все трудности. Богатство недр не должно расслаблять. Напротив, все мы, включая правительство, должны жить и работать так, как если бы им не обладали».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции