Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Российский бизнес, вместе с глобальным, уверенно идет по оптимистическому пути. К такому выводу подталкивает свежее исследование настроений среднего бизнеса, проведенное международной аудиторской компанией Grant Thornton. Фундамент оптимизма отечественных бизнесменов - неуклонный рост спроса на их продукцию со стороны, как населения, так и государства, который подкреплен непрекращающимся притоком нефтедолларов в Россию.
Вообще настроение бизнеса - крайне важный экономический фактор. Если бы экономика подчинялась законам подобным тем, которые действуют в естественных науках, то с нею не было бы никаких проблем. К примеру, на одном конце «экономического сосуда» можно было бы вливать денежную массу, а на другом - с точностью научного эксперимента, получать экономический рост. Или повышением процентной ставки «охлаждать» перегретый кредитный рынок. Однако, к сожалению, в реальной жизни все обстоит намного сложнее: на практике избыточная денежная масса может разогнать инфляцию, а высокие проценты по кредитам - привести к валу банкротств и финансовому кризису. Другими словами, то или иное благое намерение макроэкономических властей, может привести к прямо противоположному результату.
Это означает, что в реальной экономике многое, если не все, зависит от настроений непосредственных участников рынка. Поэтому в развитых странах огромное внимание уделяется изучению всевозможных оттенков настроений и ожиданий основных субъектов рынка: предпринимателей и менеджеров. Ведь именно от их оптимизма, или, наоборот, пессимизма зависит, будет ли экономика поступательно развиваться или наступит экономический спад. С другой стороны, настроения бизнесменов и их отношение к происходящему дают объективную картину того, как же в действительности обстоят дела в экономике в данный момент.
Последние годы в подобных исследованиях, как и в обнародованном 3 октября труде мировой аудиторской компании Grant Thornton «Международное исследование бизнеса» (посвященном среднему предпринимательству) в числе 32 обследованных стран фигурирует и Россия. По данным, обработанным аудиторами, бизнесменов всего мира охватил почти всеобщий оптимизм. Показатель всемирного делового оптимизма (разница между оптимистично и пессимистично настроенными бизнесменами) вырос с +3% в 2003 году до +45% в 2007-м. При этом российские предприниматели и менеджеры идут в ногу с общемировым трендом - показатель делового оптимизма в России +57%.
Удивляться тут особо нечему. Российские бизнесмены оптимистичны, потому что их дела - вопреки бюрократическим преградам, на которые пожаловались 59% респондентов - именно сейчас пошли в гору как никогда прежде. Благодаря непрерывно растущему притоку в страну нефтедолларов произошел взрыв потребительского спроса на их товары и услуги. При этом предприниматели получают дивиденды не только от роста доходов населения, но и от «бюджетного изобилия» - спрос со стороны государственных структур тоже очень высок.
К отрицательным моментам делового оптимизма, связанного с такой экстенсивной моделью развития, следует отнести ориентацию отечественных бизнесменов на физический рост объемов своей продукции (без повышения эффективности и улучшения качества) и надежду на дальнейший рост цен на нее. В этой связи, кстати, не особо актуальна для наших бизнесменов работа на экспорт: сейчас им занимаются только 18% средних российских компаний, что почти в два раза меньше общемирового показателя - 34%. Действительно, зачем повышать конкурентоспособность своей продукции, чтобы выходить на мировые рынки, если внутренний российский рынок представляет собой еще непаханое поле.
Исследование Grant Thornton выявило и другие негативные явления, присущие пока российскому бизнесу. Наиболее бросается в глаза его непрозрачность, которая, в свою очередь, ведет и к невысокому качеству управления. Так, 89% средних российских предприятий не имеют и не планируют иметь независимого директора в своем руководстве. А 83% средних по размерам отечественных компаний не планируют и введения официальной политики вознаграждения директоров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции