Марианна Беленькая, обозреватель телеканала "Россия сегодня" на арабском языке, для РИА Новости.
Напряженность между Сирией и Израилем становится основным фоном подготовки к многосторонней встрече по вопросам ближневосточного урегулирования, провести которую планируют США в ноябре этого года.
Вспомним события последних недель: после более чем двух десятилетий соблюдения негласного пакта о ненападении Израиль наносит авиаудар по сирийской территории, Дамаск грозит местью, пусть и необязательно прямыми военными действиями. Одновременно все громче становится дискуссия о том - будет ли Сирия представлена на встрече в США или нет.
Оставим в стороне рассуждения о том, что стало целью израильского удара, и был ли он успешным. В контексте событий на Ближнем Востоке (а здесь и политический хаос в Ливане, и споры вокруг Ирана, и раскол внутри палестинцев, и неизвестность в Ираке) гораздо важнее понять, почему удар был нанесен именно сейчас.
В последнее время отношения между Сирией и Израилем напоминают головоломку. Напряженность на границе между двумя странами резко возросла после ливано-израильской войны летом 2006 года. Израильтяне опасались открытия второго, «сирийского» фронта, и с облегчением вздохнули, когда этого не произошло. Но практически сразу же после войны в районе сирийской границы начались израильские маневры - на всякий случай, как говорят военные. После того, как выяснилось, что Израиль оказался неподготовленным к войне с «Хезболлах», тут все понятно.
Практически одновременно в израильских СМИ все чаще и чаще звучит полемика о необходимости мирных переговоров с Дамаском - тема, не поднимавшаяся с 2000 года. Выдвигались мысли, что успех на «сирийском треке» - это возможность для израильского правительства оправдаться за провалы в Ливане и на палестинском направлении. И, судя по тогдашним публикациям в ряде изданий, неофициальные переговоры за закрытыми дверями уже начались. В свою очередь политические лидеры вполне публично посылают друг другу сигналы о возможности контактов, пусть это и выглядит не более чем как сотрясение воздуха.
Достаточно показательно было и поведение сирийской журналистки в семинаре ООН по Ближнему Востоку в июне этого года в Токио. Для того, чтобы принять в нем участие, ей нужно было официальное разрешение Дамаска, и оно было получено. А в кулуарах семинара эта журналистка вела достаточно оживленную дискуссию с израильскими коллегами.
Подчеркну - в контактах палестинцев и израильтян на самых разных уровнях уже давно нет ничего удивительного. А вот диалог между израильтянином и сирийцем - явление достаточно новое и редкое. Для этого действительно должны были произойти подвижки на официальном уровне, по крайней мере, в Дамаске.
Но не прошло и полугода, как слухи о закулисных сирийско-израильских переговорах прекратились. Что это значит: переговоров не было, или они провалились? А может быть, просто стали не нужны?
В этот период происходит активизация палестино-израильского мирного трека, США и Израиль делают ставку на переговоры с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом и полностью игнорируют ХАМАС, захвативший власть в секторе Газа. Президент США Джордж Буш заявляет о намерении провести мирную конференцию по Ближнему Востоку. Основная тема - палестинский вопрос, в конференции предполагалось широкое участие арабских стран и обсуждение возможности всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования. Сирию там, однако, поначалу не ждут. Отметим, что одновременно все больше обостряется политический кризис в Ливане и в связи с этим растет давление Вашингтона и Парижа на Дамаск.
Однако одновременно арабские страны, а также ряд представителей ЕС и Россия напоминают, что без участия Сирии вести переговоры о всеобъемлющем ближневосточном урегулировании невозможно, более того, без нее не так просто решить и палестинский вопрос. С оговорками Вашингтон соглашается на участие представителей Сирии в мероприятии, которое постепенно и официально приобретает статус встречи, а не конференции. Правда, при этом Дамаск заявляет, что приглашения от американцев к ним пока не поступили.
А даже если поступят - участие сирийцев под вопросом. Как заявил в начале октября сирийский президент Башар Асад в интервью Би-Би-Си, если в повестку дня «не будет включен вопрос об оккупированных Голанских высотах, то Сирия воздержится от участия в этом форуме». Он добавил, что «если речь идет о всеобъемлющем мире, то мы энергично поддержим такую встречу. В противном случае никакого смысла в нашем присутствии
мы не видим».
Скажем сразу, вопрос о Голанских высотах в повестку дня включен точно не будет, несмотря на то, что четкой повестки дня встречи пока нет. И сирийское руководство об этом знает.
Тем не менее, его позиция весьма логична - если речь идет о всеобъемлющем урегулировании, то вопрос о статусе Голанских высот должен быть решен, также как и все спорные моменты между Израилем и Сирией, а также Ливаном. Тем арабским странам, у которых нет территориальных или иных проблем с израильтянами, рассуждать о мире проще, чем Сирии, которой эта тема касается непосредственно. Так что любое участие Дамаска в переговорах должно быть обусловлено гарантиями, что сирийские проблемы не останутся за рамками повестки дня ближневосточного урегулирования. То же касается и палестинской тематики предстоящей встречи. Зачем Сирии идти на какие-то компромиссы и содействовать палестино-израильскому урегулированию, если на нее оказывается давление извне по целому комплексу вопросов?
Но, похоже, обстоятельства, в которые Сирию загоняют, лишают ее такой возможности, вынуждая к резким шагам, а не компромиссам и торгу. И прежде всего речь об этой странной истории с бомбардировкой сирийской территории израильскими самолетами.
Впрочем, может быть сирийцам, если они все-таки получат приглашение от Вашингтона, приехать в США? Даже если это нелогично и в какой-то степени бессмысленно, как и вся предстоящая встреча, то зачем упускать шанс официального подключения к процессу ближневосточного урегулирования? Это был бы красивый и неожиданный для оппонентов Дамаска шаг. В любом случае это лучше, чем сегодняшняя напряженная ситуация в регионе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции