МОСКВА, 3 окт - РИА Новости, Светлана Янкина, Мария Ганиянц. На выставке в Музее личных коллекций показывают картины и скульптуры авангардиста Владимира Баранова-Россине периода 1907-1918 годов, рассказал РИА Новости один из организаторов экспозиции, галерист и коллекционер Владимир Царенков.
"Этот период является для художника наиболее ярким и сильным. Он был молод, энергичен и хотел создать себе имя", - объяснил он хронологические рамки выставки.
Произведения, представленные в экспозиции, происходят из музейных собраний и частных коллекций.
Причем, эти работы не только из крупнейших музеев - Русский музей, Третьяковская галерея, Нью-Йоркский музей современного искусства, но и областных.
"Например, "Цветовая композиция" конца 1910-х годов - из Вольского районного краеведческого музея. Туда работа попала в 1920-е годы, когда на правительственном уровне было принято решение покупать произведения живущих художников для комплектации фондов", - рассказал Царенков.
Несмотря на то, что персональные выставки художника в 2002 году дважды проводились в России - в Третьяковской галерее и Русском музее, галерист считает, что именно эта выставка дает наиболее сконцентрированное представление о творчестве Баранова-Россине.
"Он оказался в нужное время в нужном месте, когда началась эпопея художественного авангарда", - сказал Царенков, имея в виду приезд Баранова-Россине в Париж в 1910-е годы.
Там он жил в художественной колонии "Улей", соседствуя с Марком Шагалом и Хаимом Сутиным. Баранов-Россине выставляется в это время на парижских Осенних салонах и Салонах независимых.
Картины и скульптуры в экспозиции Музея личных коллекций, по словам Царенкова, относятся к постимпрессионистическому, кубистическому и кубофутуристическому периоду творчества художника.
В числе прочих произведений, здесь можно увидеть картину "Натюрморт со стулом" 1911 года. Она была приобретена на нью-йоркском Сотбис в 2004 году за рекордные для первых русских торгов 1 миллион 200 тысяч.
Сам Царенков выделяет кубистическую картину "Материнство".
"Пикассо начал свои кубистические опыты в 1907 году, в 1910 году у Баранова-Россине появилась эта картина. Однако он первым, за год до Пикассо, начал делать кубистически-футуристическую скульпутуру, состоящую из отдельных элементов и плоскостей", - рассказал Царенков.
Одна из таких скульптур, "Симфония номер один" 1913 года из собрания нью-йоркского Музея современного искусства, представлена на выставке.
Кроме того, здесь также можно увидеть часть еще одного изобретения Баранова-Россине - стеклянный диск для музыкального оптофона.
"Пытаясь сочетать музыку с изображением, художник создал "Оптофон" - аппарат с системой клавиш, позволяющий проецировать на экран более трех тысяч оттенков спектра", - рассказал об устройстве Царенков.
Сам аппарат был разрушен во время войны. Сейчас, реконструированный, он находится в парижском Музее современного искусства.
Оптофонические концерты проводились в разных городах мира, в том числе в московском Большом театре в 1924 году.
Как сказал Царенков, это объясняется тем, что в первые годы советской власти Баранов-Россине активно участвовал в художественной жизни родины: преподавал в Петрограде и в Москве, руководил мастерской основного живописного факультета ВХУТЕМАСа.
"Но в 1925 году, понимая, что в СССР время для свободного творчества прошло, окончательно уехал в Париж", - рассказал галерист.
С наступлением Второй мировой войны художник, как сотни тысяч других евреев, подвергается репрессиям и депортации: его отправили в Германию, где он погиб в нацистском концлагере в 1944 году.
Выставка открыта до 25 ноября.