Интервью Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ - специально для РИА Новости.
- На саммите глав государств СНГ, который состоится 5 октября в Душанбе, планируется принять новую Концепцию развития Содружества. Позволит ли она оптимизировать движения товаров, рабочей силы, капиталов на нашем общем пространстве?
- В рамках Содружества неоднократно принимались меры по его совершенствованию, которые позволяли поддерживать и в определенной степени наращивать интеграционный потенциал. При этом главами государств реформирование СНГ рассматривается не в качестве одномоментной акции, а как последовательный процесс поиска конструктивных договоренностей и компромиссов, способных придать Содружеству дополнительный импульс.
В этом плане хотел бы отметить, что Концепция дальнейшего развития СНГ - это основополагающий документ нынешнего этапа реформирования. В проекте Концепции подтверждены приоритетные направления деятельности СНГ: экономическая интеграция, обеспечение стабильности и безопасности, сотрудничество в гуманитарной сфере.
В экономическом направлении проект документа предусматривает введение полномасштабного режима свободной торговли; формирование сети международно-транспортных коридоров на пространстве СНГ; углубление сотрудничества в области энергетики, включающее добычу и транзит углеводородов; реализацию крупных совместных инвестиционных проектов, создание финансово-промышленных групп, транснациональных компаний и ряд других форм экономического сотрудничества.
Одной из наиболее востребованных областей взаимодействия остается сфера безопасности, борьбы с преступностью, укрепления международной стабильности, противодействия новым угрозам. На это сделан большой упор в проекте Концепции. Что касается задач гуманитарного сотрудничества, среди них основной считается дальнейшее развитие общих пространств - образовательного, научного, информационного и культурного, широкие и разнообразные контакты в области здравоохранения, спорта и туризма.
Одновременно отмечена необходимость углубления политического партнерства, межпарламентских контактов, выработки скоординированной миграционной политики, совместного решения экологических проблем, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Значительное внимание в проекте Концепции уделено совершенствованию механизмов функционирования органов самого Содружества. В частности, предусматривается повышение роли и активизации института ротируемого председательства. Предлагается осуществлять председательство в течение года очередным государством одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономсовете, Комиссии по эко-номическим вопросам и в Совете постпредов. В целях повышения результатив-ности Содружества намечается определение в государствах СНГ национальных координаторов на уровне высоких должностных лиц для организации мониторинга выполнения решений высших органов Содружества в соответствии с национальным законодательством.
Кроме того, наряду с самой концепцией президентам СНГ будет представлен и План ее реализации с указанием сроков и исполнителей. В экономической сфере это, прежде всего, разработка и утверждение Стратегии экономи-ческого развития СНГ, быстрейшее завершение нормативно-правового оформления зоны свободной торговли. Указывается на необходимость проведения анализа перспектив создания рынков важнейших видов сельскохозяйственной продукции, разработки предложений по формированию участков межгосударственных транспортных коридоров на территории государств Содружества, фор-мирования прогнозов (производство - потребление) энергоресурсов стран СНГ и возможность использования альтернативных видов энергоносителей на 2009 - 2015 годы.
- За время существования СНГ из подписанных главами государств документов далеко не все были реализованы. В чем причина их нежизнеспособности и какие меры необходимо принять для выполнения достигнутых договоренностей?
- Путь, который прошло СНГ, был далеко не простым. Углубление партнерства в рамках Содружества идет в русле общемировых тенденций и отвечает национальным интересам государств-участников. Заключенные еще в началь-ный период действия СНГ многосторонние соглашения позволили на фоне больших геополитических перемен обеспечить нормальное функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов: выплату пенсий и пособий, работу транспорта и энергетики, сохранение беспрепятст-венного передвижения на всем постсоветском пространстве и т.д. Так что заслуга Содружества в том, что размежевание бывших союзных республик прошло упорядоченно и не вызвало глубоких потрясений, несомненна.
За годы существования СНГ принято более 1,5 тысячи документов, под-писанных либо президентами, либо премьерами. Время, что называется, внесло свои коррективы. К настоящему моменту уже 450 таких решений признано утратившими силу. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что на реализацию тех или иных договоренностей влияет многопрофильность сотрудничества в рамках Содружества. А разновекторность интересов порой приводит к заметным различи-ям национальных подходов к принятым документам. Некоторая их часть либо осталась невостребованной, либо используется далеко не в полной мере. Не случайно в проекте Концепции подчеркивается, что потребуется единое понимание по вопросам правового статуса документов СНГ, обеспечение выполне-ния государствами взятых на себя обязательств. Основной задачей националь-ных координаторов как раз и будет мониторинг исполнение решений высших органов СНГ.
- Как стало известно, сейчас разрабатываются проект Договора о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, а также проект Программы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008-2010 годы. Какова их судьба и будут ли эти проекты утверждены на душанбинском саммите?
- Сотрудничество в сфере обеспечения безопасности и борьбы с преступностью всегда было в числе приоритетных вопросов в повестках дня заседаний высших органов Содружества. Проект Договора, направленнный на совершенствование правовой основы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма внесен Российской Федерацией в рам-ках реализации
Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005 - 2007 годы. В течение 2005 - 2007 годов документ про-ходил процедуру согласования на заседаниях экспертных групп участников СНГ. В настоящее время он вносится на рассмотрение очередных заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств. Что касается проекта Программы сотрудничества стран Содружества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы, необходимость его появления объясняется тем, что в текущем году завершается реализация одноименной Программы, рассчитанной на 2005 - 2007 годы. Новый вариант разработан Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств СНГ.
- Если иметь в виду, что в рамках СНГ упор делается на экономиче-скую интеграцию, какие новые формы сотрудничества предусматриваются для преодоления дисбаланса в экономическом развитии между странами?
- У государств Содружества были, как известно, разные стартовые условия после распада СССР, не всем удалось достичь заметного экономического роста и сегодня. В этой ситуации, на наш взгляд, надо говорить не о низкой эффективности интеграции, а о преодолении как внутренних проблем, так и общих для всего постсоветского пространства, таких, например, как расширение сферы взаимной торговли, снижение высоких транспортных тарифов и т.д.
Сложившаяся обстановка во многом обусловлена отсутствием для всех государств Содружества унифицированной правовой базы. Как правило, не обеспечивается приоритет документов, принятых в рамках СНГ, над национальными нормативными актами.
Поиск новых, более тесных форм сотрудничества в настоящее время осуществляется с учетом имеющихся возможностей и особенностей социально-экономического развития каждого государства, правил и норм поведения хо-зяйствующих субъектов. Поэтому работа по гармонизации хозяйственного законодательства продолжается. Наряду с этим в рамках СНГ идет процесс выявления приоритетов в развитии производства и экспорта высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, обосновываются возможности по формированию межгосударственных финансово-промышленных групп в наукоемких отраслях. Одновременно отлаживаются механизмы действия единых топливно-энергетических и транспортных систем, тарифной политики, рынка ценных бумаг. Формируется информационно-маркетинговая система для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств Содружества.
Нет сомнений в том, что эти меры позволят ускорить интеграционные процессы, придать им новое качество, повысить целостность и системность экономического пространства государств Содружества, обеспечить его стабильность.