Евгений Кожокин, директор Российского института стратегических исследований, член Экспертного совета РИА Новости
Политический ландшафт поствыборной Украины вряд ли будет, как надеялись, более сглаженным. Очевидно, что как только закончится подсчет голосов, Украина вступит в сложнейший период переговоров по созданию правительственной коалиции. Не стоит предполагать, что правящая коалиция сложится быстро, хотя уже сейчас, вне всякого сомнения, ведется активная работа по объединению оранжевого большинства, делаются заявления, что процесс движется гармонично и слаженно. Но, учитывая характер и личных отношений между Ющенко и Тимошенко, и максималистские, как всегда, запросы Юлии Владимировны, их альянс, даже если он все-таки состоится, станет хрупким, недолговечным и, скорее всего, не приведет к какому-либо успокоению на Украине. В то же время сохраняются хорошие шансы на то, что оранжевая коалиция просто не сложится, будет в том или ином виде установлена коалиция, которая существовала до роспуска Рады, представляя существенные экономические и политические силы. В эту коалицию вместе с Партией регионов вновь могли бы войти коммунисты и социалисты, если «дотянут» со своими голосами до трехпроцентного барьера.
Впрочем, эти два сценария - не единственно возможные. Отнюдь не исключена вероятность того, что могут возникнуть коалиции иного рода. В том числе, которые кажутся здравомыслящему аналитику почти невероятными. Между тем переговоры в Киеве идут практически между всеми партиями, они постоянны, смены симпатий и антипатий происходят молниеносно. Хотя, конечно, дело не в симпатиях, а в том, кто получит доступ к ресурсам этой богатой страны. Надо сказать, что Украина, несмотря на тяжелейшие политические пертурбации, в последнее время с экономической точки зрения развивается достаточно успешно.
Из последних выборных событий, пожалуй, стоит отметить удививший многих небывалый успех БЮТ. Но ему есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что этот Блок вел исключительно активную избирательную кампанию, ведущая скрипка здесь, безусловно, принадлежала самой Юлии Тимошенко, для которой эти выборы - самый последний и решающий бой. К тому же в определенной степени для Блока было выигрышным то, что БЮТ не нес ответственности за те проблемы, которые испытывает Украина. Ее блок не относился ни к силам, поддерживающим президента, ни к силам, сотрудничающим с правительством. Тимошенко могла с одинаковой яростью и страстностью критиковать и Ющенко с его сторонниками, и премьер-министра с Партией регионов. На этой критике она завоевала много очков, плюс энергичность, готовность выходить даже на избирателя, который, казалось бы, ей явно чужой. БЮТ удалось переманить часть электората, ранее поддерживавшего Януковича.
Партия регионов не выполнила, к сожалению, ряд своих предвыборных обещаний, выдвинутых в предыдущую избирательную кампанию, когда она говорила и о повышении статуса русского языка, и о проведении референдума по поводу вступления Украины в НАТО. Руководство партии, как, собственно, и правительство, по ключевым вопросам часто проявляли двойственность. А никакой избиратель двойственности и двусмысленности не любит. За такую половинчатость приходится расплачиваться тем, что люди ищут более определенного политика. В данном случае таким более ясным политиком для части украинского общества показалась фигура Тимошенко.
Нужно быть предельными реалистами и откровенно признать, что результаты нынешних выборов не могут не повлиять на российско-украинские отношения. Если будет организована коалиция из партий НУНС и БЮТ, то с оранжевой Украиной вести диалог и осуществлять нормальное сотрудничество будет сложнее, чем с Украиной, которую возглавляли люди из Партии регионов и их политические союзники.
Делать какие-либо прогнозы на этот счет до получения окончательных результатов дело более чем рискованное. Но в любом случе Россия обязана развивать двусторонние отношения или хотя бы сохранить их статус-кво. Для нас, как для ближайшего соседа Украины, с которой нас связывает не один только огромный экономический интерес, может возникнуть ряд сложных проблем. С одной стороны, мы не можем оставаться равнодушными к тому, что происходит на Украине, с другой, - мы должны осуществлять принцип невмешательства в ее внутренние дела, как и в отношении любой страны. При прохождении Сциллы и Харибды, нужно искать пути для того, чтобы сохранялись добрососедские, партнерские отношения и чтобы Украина не совершала тех шагов, которые, вне всякого сомнения, будут иметь тяжелейшие последствия как для украинского народа, так и для народа России. Без обиняков скажу - речь идет о вступлении Украины в НАТО.
На фоне завершившихся выборов в парламент Украины и приближающих выборов в Госдуму, естественно, возникает вопрос - может ли наша политическая элита извлечь какие-то уроки из результатов украинских выборов. На данный момент ситуация в России принципиальным образом отличается: значительно разнятся не только политическая система, механизмы функционирования наших партий, но и поведение избирателей. Поэтому вряд ли есть основания проводить какие-то параллели с украинской кампанией. И все же. Парадоксально, но факт: украинские оранжевые подчас практикуют те же методы решения политических проблем, какие используют в России самые радикальные и сугубо российские силы и партии. И если политические системы в России и на Украине сейчас в значительной степени отличаются друг от друга по формальным признакам, то, проанализировав политическую культуру наших двух стран, невооруженным взглядом удастся заметить, что она по-прежнему остается очень схожей. Следовательно, нет смысла пытаться определить, кто ближе - Россия или Украина - к какому-то искомому демократическому идеалу. До идеала и нам, и им еще далеко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции