МОСКВА, 1 окт - РИА Новости, Мария Ганиянц. Режиссер, сценограф и художник Роберт Уилсон заявил на пресс-конференции, посвященной открытию выставки "Видеопортреты в стиле VOOM", что все его работы есть восхищение неподвижностью.
"Все мои работы, как кино и видео, так и театральные постановки - всего лишь восхищение неподвижностью, этим четвертым измерением, которое как нрав дикого зверя. Животные - умеют слышать свое тело, а мы на это не способны. Чтобы дать возможность человеку услышать самого себя изнутри, я исповедую в портрете два принципа - напряженность и расслабленность", - пояснил Уилсон.
По словам комиссара выставки, Федора Павлова-Андриевича, эта выставка показывалась всего дважды, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, и это ее первый выезд за пределы штатов. "Для того, чтобы дать возможность публике ознакомится с творчеством Уилсона в фонде культуры "Екатерина", выставка будет открыта до 21 часа", - пояснил он.
На выставке, которая откроется 2 октября и продлится до 11 ноября в Москве будут показаны более 20 видеопортретов, среди которых такие знаменитости, как Брэд Питт, Вайнона Райдер, Сальма Хайек, Джонни Депп и монакская принцесса Каролина.
"Это моя первая выставка вне Америки и я рад, что она проходит именно в Москве. Так как Москва стала одним из важнейших центров современного искусства в мире. В начала ХХ века это был Париж, потом Нью-Йорк, в конце ХХ века Лондон, затем Берлин и вот сейчас Россия и Китай", - пояснил Уилсон.
Художник рассказал, что впервые идея видео-портрета пришла ему в голову, когда он задумал серию "VIDEO 50", где его моделями стали писатель Луи Арагон, политик социалист Элен Роша, тогдашний министр культуры Франции Мишель Ги.
"Я решил снимать портреты не на общепринятый горизонтальный экран, а делать их вертикальными, хотя технических возможностей тогда еще не было, и мне приходилось заклеивать экран липкой лентой. Такая работа висела в кабинете у директора Sony Акито Морита. Лишь в последние несколько лет стало возможно делать вертикальные портреты. Задача была делать такие произведения, которые можно было бы размещать где угодно от циферблатов часов до автобусных остановок и метро", - пояснил Уилсон.
Он признался, что чтобы снять портрет, нужно схватить внутренний импульс, и продемонстрировать те качества личности, которые человек как раз и пытается скрыть, а не наоборот.
Художник продолжил, что создание "живых портретов", которые являются средним между фильмом и фотографией, и не имеют ни начала, ни конца, требуют от моделей огромных трудозатрат.
"Когда я работал с актрисой Изабель Юппер (портрет представлен на выставке), то хотел сделать ее похожей на Грету Гарбо, он действительно на нее похожа. Больше двух часов занял грим, 3 часа ставили свет и потом мы еще снимали в течение 3 часов, когда Юппер была неподвижна. Многие профессиональные актрисы не справились бы с тем, что пришлось вынести принцессе Монако Каролине", - рассказал художник.
Уилсон пояснил, что хотел зафиксировать внешнюю роскошь принцессы (на портрете стоящей спиной к зрителям) и сопоставить ее с кадром из знаменитого фильма Альфреда Хичкока "Окно во двор", в котором снялась ее мать Грейс Келли. "Мы ей сделали высокую прическу, и она стала удивительно похожа на мать. Особенно с мистическим жестом, рукой указывающей на обручальное кольцо, который был лейтмотивом фильма".
На создание одного видеопортрета требуется тридцать человек и половина суток: три часа моделям накладывают грим, пять часов выставляют оборудование и свет, три-четыре часа идет сама съемка.
Чуть быстрее проходит только съемка животных: их Уилсон соглашается снимать без грима.
Тем не менее все актеры разыгрывают, согласно замыслу режиссера, определенные мизансцены. Так, Жанна Моро предстает в образе Марии Стюарт, а пантера, не двигаясь, смотрит точно в камеру.
Актриса Робин Райт, жена Шона Пена, стоит в развевающемся платье на вышке для прыжков. "От этой работы веет опасностью, чувствуете? - спросил Уилсон. - А все потому, что Робин действительно стояла много часов на самом краю высоченной вышки, и ощущение тревоги украсило этот портрет".
Есть такой способ в формальном театре, заключил Уилсон, когда актер ощущает что-то внутри, не подавая внешних признаков: "Мои портреты - об этом, они исследуют внутренний мир неподвижных персонажей".