Последние достижения в области информационной безопасности демонстрирует в Москве Международная выставка-конференция Infosecurity Russia 2007, организуемая при поддержке МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех". В центре дискуссий Infosecurity стоит проблема засилия спама по всему миру.
Актуальность выставки подтверждается современной статистикой: около 80% почтового трафика Рунета в первой половине этого года оказалось спамом. По тематической направленности лидером рассылок стал спам, касающийся товаров и услуги для здоровья. Чаще всего это англоязычная реклама дешевых медикаментов. Российские производители атакуют пользователей Рунета огромным потоком сообщений, предлагающих массажные очки, пособия по отказу от курения и абонементы в фитнес-клубы. Доля "медицинского" спама к концу полугодия 2007 года значительно увеличилась.
На втором месте по частоте рассылок стоит тема образования. Русскоязычные предложения тренингов и семинаров, а также англоязычные предложения "дипломов" также вошли в эту категорию. Тройку лидеров замыкают англоязычные предложения нелицензионного софта.
Темпы роста потоков нежелательных электронных сообщений поражают даже специалистов. В условиях, когда спамеры совершенствуют графические технологии в рассылке спама, единственный способ противодействия их напору - это постоянно совершенствовать технологии, обеспечивающие информационную безопасность.
Сейчас уже трудно представить, что тридцать лет назад о слове спам никто не знал, по крайней мере, в его современном значении. Первоначально это было название мясных консервов, о которых известное комедийное шоу сделало одноименный скетч, где слово "спам" упоминается более 100 раз.
А первый по-настоящему спамовый опыт можно приписать некоему Дэйву Родесу, который в 1986 году рассылал множество сообщений с рекламой новой финансовой пирамиды. Заголовок электронного послания гласил: "Заработай кучу денег". Вскоре письма настолько приелись подписчикам Usenet, что они стали сравнивать их с рекламируемыми в скетче консервами.
Российский пользователь впервые столкнулся с назойливой несанкционированной рассылкой писем еще в августе 1991 года: во время августовского путча директор «Релкома» Алексей Солдатов отправил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина.
Собственно механизм работы спамеров не сложен: сначала это сбор e-mail адресов с помощью специального робота или вручную, используя веб-страницы, списки рассылки, электронные доски объявлений, гостевые книги, чаты и т.д. Всего за час робот может собрать тысячи адресов. Существует риск, что некоторые компании, предлагающие товары и услуги по интернету, могут продать спамером электронные адреса своих клиентов.
Самый надежный способ борьбы со спамом - это не позволить спамерам узнать электронный адрес. К сожалению, это не легко. Прежде всего, не рекомендуется публиковать свой адрес на веб-сайтах без особой надобности, а также регистрировать на без гарантии неразглашения. В крайнем случае, лучше использовать временный адрес, который в дальнейшем можно удалить или не использовать.
Самое главное - не отвечать на спам и не переходить по содержащимся в нем ссылкам. Это сразу же даст знать спамерам, что электронный адрес активно используется, что приведет к увеличению нежелательных сообщений.
При выборе адреса электронной почты, лучше остановиться на длинном имени. Как известно, существует 12 миллионов имен, которые включают в себя до 5 латинских букв. Чаще всего именно их выбирает спамер.
Общество пытается бороться с проблемой спама с помощью закона. Так, американец Роберт Солоуэй был вынужден возместить убытки небольшой фирмы-провайдера, которая подверглась с его стороны рассылке спама.
Известен случай, когда пользователь выиграл дело против компании, занимавшейся рассылкой нежелательных сообщений. В декабре 2005 бизнесмен Найджел Робертс с нормандского острова Олдерни выиграл суд против Media Logistics UK.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников