1907 - торжественно открыто трамвайное движение в Петербурге
Основные теоретические вопросы развития электрического транспорта были разработаны русскими учеными Якоби, Чикалевым, Лочиновым и Яблочковым еще в 1838 году. Однако первым, кто провел серию экспериментов по практическому применению электричества для дорожного движения, стал инженер Ф.Пироцкий. Благодаря его усилиям в 1880 году в Петербурге по рельсам конно-железной дороги электрической силой впервые в мире был двинут моторный трамвайный вагон. Однако широкое применение трамвайного транспорта произошло в России лишь 10 лет спустя. В апреле 1890 года инженер и предприниматель А.Струве подал в Киевскую управу прошение, в котором обосновывалась необходимость применения электрической тяги для популярных в то время конок. Прошение было удовлетворено. На своем заводе в Коломне, где производились мостовые металлоконструкции, вагоны и паровозы, Струве организовал проектирование и изготовление электрических трамваев. А в Киеве на самом крутом участке Александровской улицы длиной в полтора километра, между Царской и Нижней площадями, развернулось строительство трамвайной линии. В мае 1892 года состоялась пробная поездка электрического вагона на Александровской горе до Нижней площади, а уже в начале июня на этой линии было открыто первое в России регулярное трамвайное движение. В 1896 году трамвай появился в Нижнем Новгороде, в 1898 - в Витебске, Курске и Екатеринославе. В Москве трамвайное движение было открыто в 1899 году.
29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения и в Санкт-Петербурге. В то время в столице главным средством передвижения оставалась конка, появлению трамваев на улицах города мешало отчаянное сопротивление владельцев коночных парков. Только в 1904 году, когда трамвай завоевал признание в большинстве крупнейших городов мира, инженерами Гаккелем и Графтио был разработан проект трамвайного движения в Петербурге. В день открытия трамвайного движения русский инженер Генрих Графтио провел первый трамвай - небольшой яркий вагон английской фирмы «Бреш» по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В 1920-е годы по городу ходили почти полностью деревянные трамваи. Спустя некоторое время его сменил краснопутиловский «Моторный стальной», которому была уготовлена долгая жизнь - вплоть до конца 1960-х годов. По сей день по Петербургу курсируют «ЛВС» - шестиосные трамваи. Уже сконструированы и построены вагоны восьмого и девятого поколений, соизмеримые по размерам с небольшими поездами.
1758 - родился Горацио Нельсон
1758 - родился Горацио Нельсон, английский флотоводец.
На юге Англии в приморском Портсмуте находится Военно-морской музей - один из заповедников британской истории. Самое почетное место в нем место занимает «Виктори» - трехпалубный гигант-парусник, флагманский линкор адмирала Горацио Нельсона, на котором прославленный флотоводец одержал историческую победу у мыса Трафальгар и погиб. В одном из павильонов музея бросается в глаза белая скульптурная группа: молодая хрупкая женщина, привстав с кресла, принимает от рослого моряка в офицерском камзоле и в парике с косичкой простреленный адмиральский мундир, на плече которого - круглая дырочка от смертельного выстрела. На щеках потрясенной женщины застыли слезы... Это - скульптурный портрет леди Гамильтон, женщины, вошедшей в историю Великобритании в начале ХІХ века. Так случилось, что имена великого адмирала Нельсона и первой красавицы королевства леди Гамильтон переплелись так прочно, что отдельно перестали существовать. Впервые они встретились еще в те времена, когда Эмма, бедная дочь дровосека и служанки, помогала известному лондонскому врачу, к которому на прием пришел юный Нельсон. Прошли годы, судьба снова свела Эмму, теперь уже супругу английского посла в Неаполе, с Нельсоном, где бросил якорь его военный корабль. Хотя Нельсон сам был женат, у него начался многолетний роман с леди Гамильтон. Вначале их отношения скорее можно было назвать дружбой. Оставаясь верной своему мужу, Эмма издали следила за военной карьерой Нельсона, тяжело переживая его неудачи и всем сердцем радуясь новым победам. Шли годы. Нельсон бороздил моря, постоянно подвергаясь смертельному риску в жестоких сражениях, а Эмма ждала каждой весточки, которую Горацио удавалось изредка ей передать. Но наступило время, когда влюбленные открыто смогли соединиться. Эмма овдовела, а Нельсон расстался с нелюбимой женой. Детей в этом браке у него не было. Эмма же родила Нельсону девочку, которую назвали так же, как отца, - Горацией. Усталый, израненный адмирал ушел в отставку и поселился с Эммой и дочерью в имении, которое вместе с почестями ему пожаловал король. Нельсон мечтал о тихой жизни со своей семьей. Но осенью 1805 года к адмиралу явился гонец из Лондона: вражеский франко-испанский флот угрожает Англии. Нельсон дал согласие командовать английской эскадрой. На рассвете 21 октября 1805 года на флагмане английской эскадры заметили вражеский флот. Надев парадный мундир и все ордена, Нельсон передал своему флоту сигнал: «Англия верит, что каждый исполнит свой долг». Его флагманский корабль «Виктори» оказался в самом центре сражения. Нельсон был смертельно ранен. Пуля прострелила Нельсону левое плечо и застряла в позвоночнике. Победа над вражеским флотом была одержана, но Нельсону оставалось жить всего три часа. Умирая, он передал капитану прядь своих волос для Эммы, последнее письмо и попросил никогда не оставлять жену беззащитной. Легендарный флотоводец был погребен с пышными почестями в соборе Святого Павла в Лондоне. А спустя несколько лет, оставшись бездомной, без гроша, презираемая лицемерной английской знатью, Эмма вынуждена была покинуть родину и с малолетней дочерью перебраться во Францию. Здесь, всеми забытая, она скончалась в полной нищете. Время не разлучило влюбленных, они рядом в истории. Он - в виде статуи - венчает колонну на Трафальгарской площади в центре Лондона, а она, его безутешная возлюбленная, льет свои мраморные слезы над его простреленным мундиром на берегу Ла-Манша. В Швеции, в историческом центре Стокгольма, есть три уникальных отеля, носящих названия «Леди Гамильтон», «Лорд Нельсон» и «Виктори». Общая тема объединяет все три отеля и рассказывает об истории любви между английским морским адмиралом лордом Нельсоном и леди Эммой Гамильтон. В холле отеля «Леди Гамильтон» посетителей встречает статуя леди Гамильтон, выполненная в форме носового украшения корабля. Залы здания украшены множеством портретов и памятных вещей, принадлежавших Эмме. Отель «Лорд Нельсон» напоминает корабль, этажи отеля называют палубами. В холле отеля - большой портрет Нельсона, он изображен с многочисленными ранениями, полученными в морских битвах. Отель «Виктори» - своеобразный музей, где представлены оригиналы писем адмирала к леди Гамильтон.
1912 - родился Микеланджело Антониони
1912 - родился Микеланджело Антониони, итальянский кинорежиссер.
Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года в городе Ферраре. Окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье. Молодой экономист проявил интерес к живописи и журналистике. Писал критические статьи для местной газеты. В 1939 году Антониони приехал в Рим. Поступил в киношколу при Римском экспериментальном киноцентре, учился режиссерскому мастерству. Как кинокритик сотрудничал в журналах «Чинема» и «Бьянко э неро», вошел в группу молодых итальянских режиссеров, формировавших новое направление в кинематографе - неореализм. В 1942 году Антониони работает ассистентом режиссера М.Карне на съемках «Вечерних посетителей». В качестве соавтора сценариев участвует в создании фильмов «Пилот возвращается» Р.Росселлини, «Трагическая охота» Де Сантиса, «Белый шейх» Ф.Феллини. Как самостоятельный режиссер Антониони дебютировал в короткометражных документальных фильмах о жизни послевоенной Италии: «Люди с реки По», «Суеверие», «Дом уродов» и других. В своих ранних документальных лентах Антониони исследовал на разных срезах общества тему трагического одиночества человека. В дальнейшем эта тема стала ключевой в творчестве Антониони. Первый игровой фильм Антониони - мелодрама «Хроника одной любви», рассказывающая историю «респектабельного» адюльтера - вышел в 1950 году. Антониони выступал автором сценариев практически всех своих фильмов. В 1952 году вышла лента «Побежденные» - о послевоенной «потерянной» молодежи, совершающей преступления без причин и целей. В «Даме без камелий» Антониони показывает духовную пустоту итальянского коммерческого кинематографа. В 1950-е годы Антониони были также сняты картины «Подруги» и «Крик» («Отчаяние»). В этих лентах проступили индивидуальные черты стиля режиссера-новатора и режиссера-психолога. Картины пессимистичны, в них сильны иррациональные мотивы, подчеркивающие трагическое отсутствие взаимопонимания, духовное оскудение и бесцельность существования героев. Строгость абстрактных интерьеров, фон обезличенного городского пейзажа, экранное время, приближенное к длительности самих событий, дают новое ощущение реальности. Признание и широкая известность пришли к Антониони в 1960-х годах после фильмов «Приключение», «Ночь», «Затмение» и «Красная пустыня». Эти фильмы составили тетраптих, объединенный настроением безысходности, одиночества, крушения связей человека с окружающим миром. Картины отличаются точностью отбора выразительных средств: музыка, операторская работа, актерский состав - все подчинено задачам режиссера. Антониони был назван критикой «поэтом отчуждения и некоммуникабельности». После 1965 года Антониони снимает фильмы за пределами Италии. В 1967 году в Великобритании выходит лента «Фотоувеличение», поднимающая проблему объективности фотокамеры. В 1970 году в США снимается картина «Забриски-пойнт» о молодежном движении хиппи. В фильме «Профессия: репортер» герой-журналист, пытаясь раствориться в тревогах мира, возвращается к фатальной замкнутости круга своей судьбы. После долгого перерыва, связанного с тяжелым инсультом, парализацией и потерей речи, в 1995 году совместно с Вимом Вендерсом Антониони снял фильм «За облаками» по мотивам своей собственной книги «Тот кегельбан над Тибром». В августе 2002 года великий режиссер присутствовал на 59-м международном кинофестивале в Венеции, где состоялась полная ретроспектива его фильмов. Юбиляр получил Приз Святого Марка «за творческую карьеру». Скончался 31 июля 2007 года. Похоронен на родине в Ферраре.
1907 - родился Валентин Александрович Каменский
1907 - родился Валентин Александрович Каменский, архитектор
Окончил Ленинградский институт инженеров промышленного строительства, преподавал там же. В 1951-1971 годах - главный архитектор Ленинграда. Один из авторов проекта генерального плана развития Ленинграда на 1960-1980 годы, руководитель проектов планировки и застройки проспекта Стачек (1951-1955) и Комсомольской площади (1956), въездной площади района Автово (1954), района Дачное (с 1960), один из авторов киноконцертного зала «Октябрьский» (1967), экспериментального жилого района на Васильевском острове (1967), планировки и благоустройства Московской площади (1969-1970), Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы (1971-1975). Умер в 1975 году. Похоронен на Литераторских мостках.
1898 - родился Трофим Денисович Лысенко
1898 - родился Трофим Денисович Лысенко, агроном, биолог, академик.
Окончил Киевский сельскохозяйственный институт. Был научным руководителем, а затем директором Всесоюзного селекционно-генетического института, директором Института генетики АН СССР. В 1938-1956 годах - президент ВАСХНИЛ. Создал теорию стадийного развития растений, метод направленного изменения наследственно озимых сортов зерновых культур в наследственно яровые и обратно. Предложил ряд агротехнических приемов (яровизация, чеканка хлопчатника, летние посадки картофеля). Идеи Лысенко внедрялись в сельском хозяйстве в 1930-1960-х годах прежде всего административными методами. Получил полную поддержку Сталина. Концепция Лысенко была признана единственно правильной, и любая ее критика воспринималась как вредительство. Как организатор сельскохозяйственной науки Лысенко проявил себя жестким и беспощадным гонителем своих научных оппонентов, нанес большой ущерб развитию генетики и биологии в стране. Монополизм Лысенко в биологии, совмещенный со сталинскими методами борьбы с инакомыслием, вызвал уничтожение целых научных школ, гибель многих ученых (в т.ч. Н.И.Вавилова). Позже было однозначно доказано, что все идеи Лысенко не более чем шарлатанство, основанное на лженаучных исследованиях и фальсификациях результатов опытов. В 1956 году Лысенко был раскритикован Хрущевым и снят с поста президента. Тем не менее остался ближайшим советником Хрущева по сельскому хозяйству, так как теории Лысенко соответствовали воззрениям нового генерального секретаря. В 1961-1962 годах Лысенко во второй раз занял пост президента ВАСХНИЛ, а с 1966 года заведовал лабораторией Экспериментальной научно-исследовательской базы АН СССР «Горки Ленинские».