Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
По мнению нового премьер-министра Виктора Зубкова, российские банки отвернулись от отечественных предприятий: дают кредиты под слишком высокие проценты, или вовсе отказывают в них. На это главу кабинета подтолкнуло посещение бумажной фабрики в Пензенской области, получившей кредит на выгодных условиях не в России, а в неком чешском банке. Реакция премьера была незамедлительной: на следующий же после поездки в Пензу день - 26 сентября - на заседании правительства он поручил министру финансов Алексею Кудрину разобраться со столь неудовлетворительной ситуацией.
Сложившееся положение дел с выдачей российскими банками кредитов для развития промышленных предприятий Зубков охарактеризовал, как "безобразие и позор". Одновременно глава правительства, похоже, открыл для себя причину роста объема кредитов, взятых российскими предприятиями за рубежом. «Почему у нас говорят, что большие заимствования на Западе?» - обратился он с риторическим вопросом к Кудрину. Но дожидаться ответа не стал и сам же дал ответ: «Потому что наши банки никакое внимание не обращают на нужды российской промышленности".
К столь мрачным обобщениям премьер пришел после того, как узнал историю фабрики «Маяк», выпускающей бумагу в Пензенской области. Она долго и безуспешно пыталась получить кредит на развитие у одного из крупнейших российских банков - ВТБ: сначала «Маяку» обещали кредит под 14% годовых, потом под еще более высокие проценты, а в конечном итоге, вообще не дали. Но на «Маяке» не растерялись и взяли в долг у чешского банка, как утверждает Зубков, под 4,5% годовых. По категоричному мнению Зубкова, такая ситуация неудовлетворительна и не способствует развитию отечественной промышленности.
Но, что поделать, если крупнейшие мировые финансовые рынки и центры ликвидности находятся за пределами России. Западные банки, значительно превосходя отечественные по размеру собственного капитала, а соответственно и по устойчивости, способны кредитовать российские предприятия на гораздо более выгодных условиях: и по размерам, и по срокам, и по процентам. В гигантском вале иностранного капитала, захлестнувшего нашу страну в этом году (свыше $60 млрд за I-е полугодие), более 2/3 ($43,4 млрд) приходится именно на иностранные кредиты. Такие суммы, не говоря уже о низких процентах, российские кредитные организации предложить собственной экономике пока не в состоянии.
Но нынешняя неудовлетворительная, по терминологии Зубкова, ситуация с предоставлением российскими банками кредитов для развития промышленных предприятий вызвана не их субъективным нежеланием, а общим неудовлетворительным состоянием российской банковской системы. Фундаментально исправить эту ситуацию можно, действуя в двух направлениях. Во-первых, повышать объем собственных средств банков, что сделает их более устойчивыми и позволит давать ссуды на более выгодных условиях. Но это процесс долгий, и иностранные банкиры имеют по этому показателю перед нашими большую фору. Во-вторых, правительству и Центробанку следует добиваться реального замедления инфляции, а не только на бумаге, так как при нынешнем темпе роста цен проценты у российских банков будут оставаться высокими. Административные меры, к которым призвал Зубков, тут тоже не помогут.
Что же касается дешевого кредита чешского банка, который смогла получить пензенская бумажная фабрика, то в этом ничего неудовлетворительного нет. В этом как раз и есть выгода от международной экономической кооперации: не дождавшись необходимых кредитов от родных банков, российская промышленность стала получать необходимое финансирование за рубежом и развивается очень быстрыми темпами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции