54 года назад (1953) Н.С.ХРУЩЕВ избран первым секретарем ЦК КПСС
Никита Сергеевич Хрущев родился 5 апреля 1894 года в селе Калиновка Курской области в семье шахтера. Получив начальное образование, работал пастухом, слесарем. Состоял в профессиональных союзах, участвовал в рабочих стачках. В годы гражданской войны воевал на стороне большевиков. В 1918 году вступил в коммунистическую партию. В начале 1920-х годов работал на шахтах, учился на рабочем факультете Донецкого индустриального института. В дальнейшем занимался хозяйственной и партийной работой в Донбассе и Киеве. С января 1931 года находился на партийной работе в Москве. В годы второй мировой войны Хрущев занимал пост политического комиссара высшего ранга (члена военных советов ряда фронтов). В первые послевоенные годы возглавлял правительство на Украине, в декабре 1947 года стал первым секретарем ЦК КП(б)У; занимал этот пост до своего переезда в Москву в декабре 1949 года, где стал первым секретарем Московского комитета партии и секретарем ЦК ВКП(б). После смерти Сталина между Хрущевым и Маленковым (избранным ближайшим окружением умершего вождя первым секретарем ЦК) развернулась бескомпромиссная борьба за власть. Маленков был отстранен от руководства партией. 28 сентября 1953 года первым секретарем ЦК КПСС был избран Никита Хрущев. Один из инициаторов «оттепели» во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий, Н.С.Хрущев предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым. На XX (1956) и XXII (1961) съездах КПСС он выступил с резкой критикой так называемого «культа личности» и деятельности Сталина. Однако сохранение в стране тоталитарного режима - подавление инакомыслия, расстрел рабочих демонстраций (Новочеркасск, 1962 год), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии) обострение военного противостояния с Западом (берлинский 1961 года и карибский 1962 года кризисы), а также политическое прожектерство (призывы «догнать и перегнать Америку!», обещания построить коммунизм к 1980 году) делали его политику непоследовательной. К началу 1964 года в СССР назрел острейший экономический кризис. С прилавков полностью исчезли мясные и молочные продукты, за хлебом стояли тысячные очереди. Серьезность положения осознавали многие партийные функционеры. Опасаясь массовых народных волнений, партийная верхушка приняла решение об отстранении Хрущева от власти. 14 октября 1964 года на пленуме ЦК КПСС Хрущев был снят со всех партийных и государственных должностей и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК был избран один из организаторов отставки Хрущева - Л.И.Брежнев. Умер Н.С.Хрущев 11 сентября 1971 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле скульптор Эрнст Неизвестный, подвергавшийся опале при Хрущеве, поставил памятник из черного и белого камня, что, по замыслу автора, символизирует неоднозначность личности Никиты Хрущева.
210 лет назад (1797) родился Федор Петрович Литке, мореплаватель и географ
Федор Литке - русский мореплаватель и географ, исследователь Арктики, граф, адмирал, член-корреспондент, почетный член и президент Петербургской Академии наук. Почетный член многих русских и иностранных научных учреждений. На флота с 1813 года. В 1817-1819 годах участвовал в кругосветном плавании В.М.Головнина на шлюпе «Камчатка». Головнин высоко оценил способности Литке и по возвращении из плавания рекомендовал его на пост начальника гидрографической экспедиции для описания берегов Новой Земли. В 1821-1824 годах Литке - начальник экспедиции, исследовавшей побережье Новой Земли, восточную часть Баренцева моря и Белое море. В 1826-1829 годах руководил кругосветной экспедицией на шлюпе «Сенявин»; описал западное побережье Берингова моря, острова Прибылова, острова Бонин и Каролинский архипелаг, открыв в нем 12 островов. Литке принадлежит идея первого записывающего «приливомера» (построен и установлен в 1841 году на берегах Северного Ледовитого и Тихого океанов. Литке был одним из организаторов Русского географического общества, руководил которым в 1845-1850 и в 1857-1872 годах. С 1846 года - председатель Морского ученого комитета. В 1850-1857 годах - главный командир и военный губернатор Ревельского (Таллинского), затем Кронштадтского портов. С 1855 года - член Государственного совета. В 1873 году Русским географическим обществом была учреждена Большая золотая медаль имени Литке. В честь мореплавателя и ученого названы мыс, полуостров, гора и залив на Новой Земле; острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, Байдарацкой губе, архипелаге Норденшельда; пролив между Камчаткой и островом Карагинским и др. Умер Федор Петрович Литке в Петербурге 20 августа 1882 года в возрасте 85 лет.
150 лет назад (1857) умер Александр Филиппович Смирдин, издатель и книгопродавец; впервые в русской печати ввел постоянную полистную оплату авторского труда
Александр Смирдин родился 1 февраля 1795 года в Москве. С 13-ти лет служил в книжных лавках, в 1817 году поступил приказчиком к В.А.Плавильщикову, после смерти которого в 1825 году стал (по завещанию) владельцем его книжного магазина, библиотеки и типографии. Смирдин расширил книготорговое дело предшественника и приступил к издательской деятельности. Успех Смирдина-издателя начался с выпуска в 1829 году романа Ф.Б.Булгарина «Иван Выжигин». Огромный для первой половины XIX века тираж в четыре тысячи экземпляров был раскуплен за три недели. Процветанию издательства содействовало издание поэмы А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан». В 1834 году А.Смирдин основал журнал «Библиотека для чтения» (1834-1840), ставший наиболее популярным журналом для провинциального читателя. В нем публиковались беллетристические произведения - как русские, так и переводные, поэзия, научно-популярные статьи, материалы по сельскому хозяйству и домоводству. Помимо сочинений А.С.Пушкина, Смирдин издавал книги И.А.Крылова, В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя, П.А.Вяземского и др.; выпускал издания русских писателей XVIII века, в частности, М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина, новые издания Н.М.Карамзина. В его издательстве вышли три из запланированных десяти томов «Сто русских литераторов» (1839-1845). Впервые в России Смирдин ввел постоянную выплату авторских гонораров, издавал книги большими тиражами и продавал их по невысоким ценам. В начале 1840-х годов в результате кризиса в книгоиздании и пошатнувшегося финансового положения Смирдин постоянно находился под угрозой разорения. Ему пришлось продать сначала типографию, потом библиотеку, он неоднократно прекращал книжную торговлю, но тем не менее продолжал издание произведений русских писателей. Последним грандиозным проектом издателя стал выпуск массовой серии «Полное собрание сочинений русских авторов» (1846-1856); в ее рамках он выпустил свыше 70-ти небольшого формата томиков произведений более 35 русских писателей: К.Н.Батюшкова, Д.В.Веневитинова, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, М.В.Ломоносова, Д.И.Фонвизина и др., а также Екатерины II. Однако затеянное издателем предприятие по снабжению провинции книгами окончательно запутало его в долгах, он был объявлен несостоятельным должником и 28 сентября 1857 года умер в нищете и забвении.
107 лет назад (1900) родился Борис Ефимович Ефимов, художник-карикатурист, график, народный художник СССР
Борис Ефимов (настоящая фамилия Фридлянд) родился в Киеве. После переезда родителей в Белосток Бориса определили в реальное училище, где учился и его старший брат. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат Михаил (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал его, а Борис - иллюстрировал. Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале «Солнце России» (это была карикатура на председателя Государственной думы Родзянко). Вскоре семья переехала в Харьков. Родители остались, а брат уехал в Петроград. Борис вернулся в Киев, завершил обучение в реальном училище и в 1917 году поступил в Киевский институт народного хозяйства. Однако, проучившись там год, перешел на юридический факультет Киевского университета. В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились шаржи на Блока, известных тогда актрису Юреневу, режиссера Кугеля, поэта Вознесенского. К тому же времени относится и серия цветных рисунков «Завоеватели» - своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей, сначала немецких, потом белогвардейских и петлюровских. С установлением в Киеве советской власти Борис Ефимов работает секретарем редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. В июне того же года в военной газете «Красная Армия» увидели свет его первые агитационные рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом «Бор.Ефимов». С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вiсти», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором изобразил побитого Красной армией Деникина. Позднее Б.Ефимов был заведующим Изосекции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев стал начальником художественно-плакатного отдела Киев - УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами «Киевский пролетарий» и «Пролетарская правда». В 1922 году Борис Ефимов переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах «Рабочей газеты», «Крокодила», «Правды», «Известий», «Огонька», «Прожектора» и многих других изданий, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. Жизнь и творчество Бориса Ефимова являются своеобразным воплощением истории нашей страны. Широко известны острые, выразительные работы «снайпера политической карикатуры», выполненные им в эпоху гражданской войны и в 1930-е годы, работы периода Великой Отечественной войны, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, иллюстрации к стихам Сергея Михалкова, Демьяна Бедного, Александра Безыменского. Всего за годы творческой деятельности Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок. Вышли в свет десятки сатирических альбомов, а также целый ряд книг мемуарного характера, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры. Среди них: «40 лет. Записки художника-сатирика», «Работа, воспоминания, встречи», «Рассказы о художниках-сатириках», «Мне хочется рассказать», «Основы понимания карикатуры», «На мой взгляд», «Невыдуманные истории», «Школьникам о карикатуре и карикатуристах», «Рассказы старого москвича», «Ровесник века», «Мой век» и другие. В 2001 году вышла его книга «Десять десятилетий», в которой художник делится своими воспоминаниями о встречах с крупными политическими деятелями нашей страны, деятелями культуры. Художник, увенчанный многочисленными наградами, патриарх отечественной культуры и сегодня занимает активную жизненную позицию, живо откликаясь на все события, происходящие в мире. В 2003 году решением мэрии Москвы Борису Ефимову присуждена премия «Легенда века».
91 год назад (1916) родилась Ольга Васильевна Лепешинская, звезда советского балета, педагог, народная артистка СССР
Ольга Лепешинская окончила Московское хореографическое училище. В 1933-1963 годах - артистка балетной труппы Большого театра. Дебютировала в партии Лизы («Тщетная предосторожность» Гертеля), затем исполнила ведущие партии: Суок («Три толстяка» Оранского), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Маша («Щелкунчик» Чайковского), Китри («Дон Кихот» Минкуса) и др. Обладая драматическим дарованием, заразительным темпераментом, виртуозной техникой, Лепешинская расширила выразительные возможности классического танца. Артистке были доступны как комедийные, так и драматические партии. Среди лучших работ: Золушка (одноименный балет Прокофьева), Жанна («Пламя Парижа» Асафьева), Тао Хоа («Красный мак» Глиэра), Сванильда («Коппелия» Делиба), Мирандолина («Мирандолина» Василенко) и др. В период Великой Отечественной войны выступала на фронте со специально созданными для нее концертными программами. С 1963 по 1992 год работала педагогом классического балета в СССР, а также Швеции, ЮАР, Италии, Китае, Франции, Японии, Германии, Венгрии, Норвегии. Ольга Лепешинская - президент Российской хореографической Ассоциации, председатель Государственной экзаменационной комиссии Российской Академии театрального искусства, действительный член Академии творчества, член-корреспондент Академии искусств Германии. Лауреат государственных премий СССР, награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «За заслугами перед Отечеством» III степени, многочисленными иностранными орденами и медалями. 16 мая 2004 года О.Лепешинской вручена награда Фонда Улановой - «За беззаветное служение искусству танца».
13 лет назад (1994) в Балтийском море затонул грузопассажирский паром «Эстония»
В ночь на 28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул грузопассажирский паром «Эстония», совершавший рейс между Таллинном и Стокгольмом. Это - крупнейшая катастрофа в Балтийском море, в результате которой погибли 852 человека (спаслись 137). Паром, построенный в 1980 году в Германии, был рассчитан на две тысячи пассажиров и 460 легковых машин. Международная комиссия по расследованию обстоятельств гибели «Эстонии» пришла к выводу, что причиной катастрофы явились конструктивные недостатки носового люка, слишком большая скорость и сильный шторм. В 1995 году Швеция, Финляндия и Эстония подписали соглашение об объявлении корпуса парома братской могилой без права обследования и ведения каких-либо работ. К соглашению также присоединились Дания, Великобритания, Россия и Латвия. Существует и другая версия гибели парома. В 1999 году комиссия экспертов, работавшая по заказу немецкой верфи «Майер-верф», где была построена «Эстония», сделала заключение о том, что причиной катастрофы было использование взрывных устройств. Как заявил председатель группы экспертов Вернер Хюммель, паром был взорван, по всей вероятности, российскими спецслужбами, чтобы предотвратить контрабандный вывоз на Запад некоего сверхсекретного оружия, украденного во время вывода российских войск с военных баз в Эстонии. Международная комиссия эту версию опровергла.