МОСКВА, 27 сен - РИА Новости, Оксана Павлова. Всемирно известный балетмейстер Олег Виноградов, два десятилетия возглавлявший балет Мариинского театра, а ныне живущий в США, представил в четверг в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко свою книгу "Исповедь балетмейстера", сообщает корреспондент РИА Новости.
"Дело в том, что я никогда не думал о том, чтобы написать книжку и писателем себя не считаю. Мне просто показалось, что о нашей профессии, которая одна из самых редких на земле, мало кто знает. И захотелось рассказать о ней изнутри, о том чуде, которое мы делаем", - сказал на презентации Виноградов.
Преклонение перед этим видом искусства, отмечает знаменитый балетмейстер, началось у него "с поклонения женщине".
"Женщины, которых я встречал в жизни, формировали меня, потому что мне хотелось быть лучше ради них", - рассказывает он.
Выход книги приурочен к 70-летнему юбилею Виноградова, который он отмечал в августе. "Исповедь балетмейстера" - редкий по своей откровенности рассказ о профессии и личной жизни автора. Он приподнимает завесу тайны не только над процессом создания своих спектаклей, но и над миром закулисных интриг, часто приводящих к драматическим событиям.
"Сам по себе описываемый в книге жизненный пласт был для меня необыкновенно интересным, - отмечает Виноградов. - 50-60-е годы в училище, потом утверждение и развитие лучших принципов драмбалета, его падение и отказ от него, который привел к трагедии".
В книгу вошли воспоминания о встречах с Марком Шагалом, Джанни Версаче, Джорджо де Кирико, Юрием Любимовым, Сергеем Параджановым, Сержем Лифарем и другими прославленными деятелями искусства.
"Я хочу о них рассказать следующим поколениям, которые должны знать, какие люди были и что они дали цивилизации", - пояснил знаменитый балетмейстер.
В книге собрано около 300 фотографий и рисунков автора. "Я все свои балеты сначала рисую, поэтому здесь много рисунков", - замечает он.
Виноградов убежден, создание им мемуаров поможет избежать в будущем искажения или изобретения некоторых фактов его биографии.
Балерина, заслуженная артистка РСФСР Елена Рябинкина, присутствовавшая на презентации, высоко оценила хореографический дар Виноградова. "Это счастье, что судьба нас свела, и я танцевала в вашем спектакле", - признается она.
"Его диапазон колоссальный, - считает она, - начиная от эпоса "Ярославна" до классики и современных постановок. Мне кажется, Олег Михайлович своим творчеством определил путь, по которому хотелось бы, что бы шел балетный театр".
Со своей стороны, балетмейстер, народный артист СССР Борис Акимов рассказал, что работа с Виноградовым над спектаклем "Асель" стала для него "удивительно счастливым, необыкновенным периодом в жизни".
"Этот балет стал тем моментом, с которого началась моя жизнь в театре как ведущего танцовщика. Далее пошли уже крупные роли", - отмечает он.
Позже Акимов работал педагогом-балетмейстером в ведущих театрах мира: лондонском "Ковент Гардене", миланском "Ла Скала", токийском Асами Маки балете, Венской государственной опере, Гамбургской государственной опере, Королевском Датском балете (Копенгаген), Парижской национальной опере и других.
Виноградов отметил, что приехал в Россию не только для того, чтобы представить свою книгу, но и на юбилей Юрия Любимова, который состоится в субботу. "Я продолжаю у него учиться, и учился всю жизнь, когда это было возможно", - подчеркнул балетмейстер.
Он также рассказал, что написал новый сценарий к балету "Эмеральда" и пригласил хореографа Раду Поклитару для его совместной постановки. "Я бы, конечно, спектакль с удовольствием сделал здесь, заявка моя лежит в Мариинском театре", - признался он.
Кроме того, в марте 2009 года в России пройдут гастроли его корейской труппы. "Мы хотим показать корейский балет и один классический спектакль: либо "Баядерку", либо "Ромео и Джульетту", - сказал Виноградов.
Олег Виноградов - балетмейстер, художник, народный артист СССР. Родился в Ленинграде. По окончании Ленинградского хореографического училища им. Вагановой был артистом Новосибирского театра оперы и балета (1958-1965), где осуществил свои первые постановки - "Золушка" (1964) и "Ромео и Джульетта" (1965). В 1967 году окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа.
Работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, Ленинградском Малом театре оперы и балета. Среди его постановок - "Тщетная предосторожность" (1971), "Коппелия" (1973), "Ярославна" (1974, режиссер - Юрий Любимов).
В 1977-2001 (фактически до 1997) главный балетмейстер, художественный руководитель балета Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (с 1992 - Мариинский театр). Поставил балеты: "Ревизор" (1980), "Броненосец "Потемкин" (1986), "Витязь в тигровой шкуре" (1985), "Петрушка" (1990), "Воскрешение" (1996).
Осуществлял художественное руководство возобновлениями балетов "Жизель" (1978), "Лебединое озеро" (1982), "Корсар" (1987). Создал собственную редакцию "Лебединого озера" (1992). Руководя балетной труппой Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, впервые включил в репертуар произведения Бурнонвиля, произведения выдающихся зарубежных хореографов XX века.
Сотрудничал с Большим театром (БТ). В 1967 году в БТ поставил балет "Асель" по мотивам повести Чингиза Айтматова "Тополёк мой в красной косынке", в 1994 перенес на сцену Большого "Сильфиду".
С 1990 руководит в Вашингтоне Universal Ballet Academy. С 1992 сотрудничает (с 1998 художественный руководитель) с Universal Ballet (Сеул, Корея).
Лауреат премий Ленинского комсомола (1977), им. Мариуса Петипа Парижской академии танца (1979, Франция), им. Лоуренса Оливье (1990, Великобритания), приза "Золотая танцовщица Пикассо" (1987, Чикаго, США). Кавалер ордена Искусств и Литературы (1990, Франция).