1 октября стартует очередная экспедиция рафтеров - "Томск-Гималаи-2007". Совместно со спортсменами из Непала и Новой Зеландии сибиряки планируют покорить одну из самых сложных рек мира Дудх-Коси после не менее рискованного восхождения на Эверест.
На гималайской вершине Кала Патар (5660 метров) будут водружены флаги России, Непала и Новой Зеландии, а также городов-участников экспедиции. Затем на южных склонах Эвереста будет организован базовый лагерь, откуда с высоты около 5 тысяч метров начнется 130-километровый сплав высшей категории сложности.
Дудх-Коси получила славу "безжалостной реки Эвереста" с шестой степенью сложности маршрута. В 1976 года сплав по реке совершил британский каякер Майк Джонс вместе с пятью лучшими каякерами Англии. С тех пор горная река привлекала немало спортсменов, но далеко не всем удавалось покорить бурные воды Дудх-Коси.
Рафтинг - это увлекательное приключение для профессионалов, в котором на первом месте стоит неукоснительное выполнение четких правил. Любой промах может стать фатальным, особенно, если речь идет о сложных маршрутах, поэтому спортсменами предприняты меры безопасности более серьезные, чем ранее.
Руководитель экспедиции, Евгений Ковалевский сообщил РИА Новости, что во избежание трагедии, которая произошла с российскими рафтерами в Китае, управление МЧС по Томской области будет оповещено о маршруте группы.
"В нашем распоряжении будут четыре новейших системы спутниковой связи. По нашей информации, это позволит нам практически в любом месте дистанции быть на связи с внешним миром и сообщить о возможных неприятностях", - сказал Ковалевский.
Он также подчеркнул, что хоть и является по натуре авантюристом, но считает себя ответственным руководителем. "Главная основа безопасности - это благоразумие команды. Мы именно такая команда", - сказал Ковалевский.
Реальная оценка своих возможностей - залог успеха подобных экспедиций, считают и сотрудники МЧС.
В этом году Министерству по чрезвычайным ситуациям не раз пришлось снаряжать поисковые отряды для спасения туристов. На свой страх и риск спасатели пересекали опасные местности, в которых без определенной подготовки находиться опасно.
Такое положение дел отчасти вызвано тем, что российские любители экстремального спорта страдают так называемым синдромом продвинутого дилетанта. Они пренебрегают минимальной техникой безопасности и необходимым оборудованием.
Специалисты полагают, что для предотвращения несчастных случаев необходимо введение финансовой ответственности и уголовного преследования за несоблюдение экстремалами мер безопасности и неоправданный риск. Следует заметить, что такая практика уже существует в ряде европейских стран, например во Франции. Еще один из реальных путей решения этой проблемы - страхование туристов. Издержки работы медиков и спасателей, по опыту других стран, оплачивают именно страховые компании.
Долгое время водный туризм в России считался исключительно уделом профессионалов, до тех пор, пока не появился рафт. Этот тип судна, напоминающий большую надувную лодку, можно использовать для сплава по рекам любой сложности. Рафт - самое популярное в мире экспедиционно-служебное судно.
Экипировка спортсменов должна обеспечивать защиту и сводить к минимуму риск утопления и переохлаждения. Рафтер непременно должен иметь необходимый минимум - комплект из жесткого пластикового шлема и спасательного жилета. Именно спасательный жилет существенно повышает вероятность выживания человека, оказавшегося в потоке вне судна. Впрочем, сам рафт представляет собой мощное спасательное средство: оказавшись случайно за бортом в бурной воде, спортсмен может преодолеть препятствие, крепко держась за рафт.
География современного рафтинга обширна. В России лидерами по количеству "водных" туристов являются Карелия и Алтай, где разнообразие рек позволяет совершать многодневные маршруты любой сложности.
Одной из самых опасных рек Алтая считается Чуя, правый приток Катуни. Чуя, получившая пятую категорию сложности, находится между скальными утесами и круто поворачивает на 90 градусов. Сплав по ней - это преодоление мощных порогов.
Еще одна река, славящаяся своими опасными водами, - адыгейская река Белая. Сплав по ней можно считать одним из самых экстремальных маршрутов по большой воде. Сразу несколько порогов имеют пятую категорию сложности.
Опасных маршрутов можно найти на карте страны не мало, проблема заключается в том, что до сих пор уровень подготовки туристов не позволяет надеяться на их безопасность. Как говорят профессионалы, водный спорт может быть увлекательным и приятным приключением только в том случае, если неукоснительно следовать его правилам.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников