Дмитрий Замолодчиков, заместитель директора Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, профессор МГУ для РИА Новости.
Глобальное потепление все больше вмешивается в природные экосистемы. Достаточно заметно влияет оно на леса. Между тем именно лес играет большую роль в поддержании регуляции газового состава атмосферы, стабильности почвенного покрова и гидрологической сети, а также в сохранении биологического разнообразия. Российские леса, составляющие 22% всех лесных территорий мира, влияют на состояние всех этих мировых показателей в значительной степени. Но насколько серьезно угрожает им глобальное потепление?
Из всех типов лесов, существующих на планете, наибольшим трансформациям в условиях изменяющегося климата подвержены массивы, расположенные в хвойных и смешанных районах Евразии и Северной Америки. Это объясняется смещением на север границ «лес-тундра» и «лес-степь». Согласно Четвертому оценочному докладу Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), при сохранении существующих тенденций к росту мировых эмиссий парниковых газов, температура к 2100 г. повысится почти на 4°C. Если же будет иметь место стабилизация антропогенных выбросов, рост температуры составит не более 2°C.
В первом случае (повышение температуры на 4°C) на всей территории России начнется процесс отступления лесов с юга к верхним широтам, и будет он более масштабным, чем продвижение лесной границы на север. Естественное обезлесение охватит почти всю среднюю полосу Европейской России и Западной Сибири. Если же повышение температуры составит не более 2°C, то «зеленая» миграция затронет лишь юг Западной Сибири, а общая площадь лесного покрова увеличится за счет распространения в современную тундровую зону.
Границы растительных зон не меняются мгновенно и несколько «запаздывают» в своем движении по сравнению с климатическими трендами. Для обновления видового состава растительного покрова нужно время, исчисляемое десятками, а иногда и сотнями лет. Ученые Института физики атмосферы Российской академии наук осуществили детальное исследование изменений растительного покрова России при повышении температуры на 1°C, которое ожидается в ближайшие десятилетия (30-50 гг.) XXI века.
Масштабного исчезновения русских лесов к этому времени не прогнозируется, но жертвы все же будут. В Волжско-Вятском междуречье и верхнем течении реки Оби вымрут небольшие площади сосняков. На 70% площадей сосняков и на половине территории ельников начнутся процессы сукцессии (трансформации растительных сообществ).
Менее чувствительны к потеплению смешанные леса и дубравы - там сукцессии затронут только 1/5 территории. Самыми устойчивыми будут лиственничные леса Восточной Сибири (менее 5% сукцессий). Эти результаты вполне сопоставимы с прогнозом МГЭИК (Международная группа экспертов по изменению климата), предсказывающим исчезновение к 2100 году 30% сосновых и еловых лесов планеты.
Глобальное потепление активно обсуждается последние 20 лет, однако началось оно более века назад. Этого времени достаточно для прохождения сукцессий, и в некоторых районах изменения границ растительных зон уже очевидны. Исследования, проведенные в зоне Полярного Урала учеными Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, выявили весьма заметные изменения в пространственном распределении растительных сообществ. Например, за 90 лет (1910-2000 гг.) доля тундры в этом регионе уменьшилась с 76%, которые традиционно занимала, до 59%. В то же время возросла зона сомкнутых (тех, что в народе называют дремучими) лесов, с 1% до 10%. Увеличилось и редколесье, с 11% до 18%, а лиственничный лес забрался в горы на 60 метров, заняв отметку 320 метров (вместо былых 260 м.). Причины таких изменений растительного покрова на Полярном Урале связаны с локальным потеплением, которое имеет свою амплитуду, несколько превышающую «кривую» глобального потепления.
Помимо прямого влияния изменяющегося климата, вызывающего перемещение границ лесного покрова, большое значение имеют косвенные воздействия. Они, в первую очередь, связаны с повышением вероятности возникновения лесных пожаров. Здесь сказывается не только повышение температуры и сухости, но и увеличение продолжительности теплого сезона, а также активизация грозовой активности.
По оценкам Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской академии наук, потепление на 2°C увеличит как число, так и площадь лесных пожаров в России в 1,5 - 2 раза. Замечу, что пожары в лесах и других природных экосистемах зачастую приводят к ускорению трансформации растительного покрова, ускоряя процессы сукцессий.
Связь динамики лесного покрова с климатическими изменениями далеко не исчерпывается рассмотренными примерами. Уничтожение лесов, продолжающееся и сегодня в тропических регионах планеты, дает около 25% антропогенных выбросов в атмосферу. Этому процессу противостоит работа по восстановлению лесов, способных изымать из атмосферы парниковые газы, снижая таким образом роль климатического фактора. Меры, связанные с охраной, управлением и восстановлением лесов, признаны одними из самых эффективных в противодействии глобальному потеплению.
К сожалению, сегодня в России объемы работ по лесовосстановлению по сравнению с 1990 годом, уменьшились более чем в два раза: с 1,8 млн. га до 0,8 млн. га в год. Еще больше сократились работы по созданию полезащитных и противоэрозионных лесных насаждений - с 90 тыс. га до 12 тыс. га в год. Использование механизмов Киотского протокола является одним из способов исправления ситуации. Недавно Рослесхоз принял решение о создании 30 тыс. гектаров лесных насаждений. Молодняк будет посажен на вышедших из оборота сельскохозяйственных землях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции