Рейтинг@Mail.ru
ООН вручает "мьянманское досье" Пекину - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ООН вручает "мьянманское досье" Пекину

Читать ria.ru в
Дзен
В январе этого года два постоянных члена Совета Безопасности - Россия и Китай - уже высказались насчет ситуации в Бирме, наложив редкое в истории ООН двойное вето на резолюции, вводящие санкции против бирманского режима. Прежде всего, потому, что наказывать кого-то санкциями за недемократичность - не дело Совбеза, этот орган ООН нужен для урегулирования ситуаций, угрожающих миру. А бирманские военные не угрожают никому и никоим образом. Нынешнее консультативное заседание ставило целью выяснить, не передумали ли Москва и Пекин сейчас, когда дела бирманского военного правительства откровенно плохи.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости (Нью-Йорк -Москва).

Информация о том, что происходит за закрытыми дверями Совета Безопасности ООН, просачивается редко. А нынешнее консультативное заседание СБ ООН по ситуации в Мьянме (Бирме) было именно закрытым.

Слово «консультативное» хорошо знакомо постоянным обитателям здания ООН, но редко правильно понимается внешним миром. Оно означает обмен репликами с единственной целью - чтобы Совету стало ясно, не появились ли какие-то новые нюансы в позициях его членов. Это как бы подготовительная стадия к заседанию Совбеза иного характера - такого, куда вносились бы резолюции, имеющие обязательный характер для всех стран мира.

В январе этого года два постоянных члена Совета Безопасности - Россия и Китай - уже высказались насчет ситуации в Бирме, наложив редкое в истории ООН двойное вето на резолюции, вводящие санкции против бирманского режима. Прежде всего, потому, что наказывать кого-то санкциями за недемократичность - не дело Совбеза, этот орган ООН нужен для урегулирования ситуаций, угрожающих миру. А бирманские военные не угрожают никому и никоим образом.

Нынешнее консультативное заседание ставило целью выяснить, не передумали ли Москва и Пекин сейчас, когда дела бирманского военного правительства откровенно плохи. Если дело уже дошло до применения силы для разгона массовых мирных демонстраций буддийских монахов.

C одной стороны, Пекин и Москва не передумали. Но с другой, кое-какой результат от заседания все-таки был. Он, правда, требует пояснений на тему того, что на самом деле происходит в ООН по поводу Бирмы.

Конечно, не стоит воспринимать всерьез призыв президента США Джорджа Буша наложить всеобщие санкции на бирманский режим за его природную склонность к зажиму демократии. Перед нами скорее традиционное для США ритуальное действо, в основе которого довольно архаичная идеология, в соответствии с которой любые антиправительственные протесты - хорошее дело. Протесты следует поддержать, а режим, против которого протестуют, следует связать по рукам и ногам санкциями или угрозами таковых, чтобы он поскорее пал. В этом случае следующий режим может оказаться более проамериканским, и его объявят образцом демократии. Не случайно же глава вполне проамериканского режима в Грузии Михаил Саакашвили тоже призвал с трибуны ООН встать на сторону протестующих в Бирме, поскольку там якобы происходит повторение грузинской «розовой революции».    

Но если для Саакашвили и еще для нескольких лидеров упомянуть Бирму - значит сделать приятное Бушу, и не более того, для самого Буша за названием этой страны в Юго-Восточной Азии стоит сюжет, показывающий, насколько провальной для Америки оказалась вся его идеологизированная политика поддержки «цветных революций», политика санкций против сопротивляющихся этому режимов и так далее. У провала этого есть имя - Китай.

Американские санкции против бирманского режима действуют уже давно. Компании США не могут иметь с этой страной никаких дел. В результате США полностью утратили какие-либо возможности влиять на ситуацию в Бирме. Возможности такие есть у стран, заполнивших в Бирме созданный США экономический и политический вакуум. Это, прежде всего, - Китай  с огромным товарооборотом с этой страной, с участием в газовых проектах и прокладке газопроводов и дорог. Имеют вес в Бирме также соседние Таиланд, Индия, другие государства.

Провал в Бирме - аналог того, что у американцев произошло в Узбекистане после расстрела вооруженного бунта в Андижане. Узбекистану от американских санкций хуже не стало. Скорее, наоборот: в Узбекистане происходит инвестиционный бум китайского и российского капиталов, зато США лишились там влияния.

И вот теперь, на заседании Совета Безопасности ООН, зафиксирована вряд ли замеченная большинством наблюдателей ситуация: Вашингтон негласно признал свой провал и согласен передать «бирманское досье» Китаю от имени всей ООН. Об этом говорят вскользь брошенные в интервью агентству Ассошиэйтед Пресс слова американского посла Залмая Хализада: «Мы призвали их (китайцев) использовать свое влияние (в Бирме), и надеемся, что они так и сделают».  

Здесь вся суть того, что произошло на заседании Совета Безопасности. Это очень серьезное событие - и не только потому, что в нем видно ослабление влияния США из-за устаревшей и идеологизированной внешней политики. Но еще и потому, что Китай, постепенно берущий на себя в мире все более серьезные функции, получил очень плохой подарок.

Одно дело - наблюдать за провалами Вашингтона и использовать их в свою пользу. Другое - не проваливаться самому. Одно дело - блокировать неумную политику санкций во имя демократизации всяческих режимов. Другое - предложить что-то получше стандартного американского подхода.

Генералы, уже 18 лет управляющие Бирмой, - публика не очень сговорчивая и мыслящая довольно простыми категориями. Методы, которыми они правят страной, большого успеха ей не принесли. Успешным можно считать лишь их разъяснительную кампанию насчет того, что англичане, владевшие страной, неправильно произносили ее название - «Бирма», и что это слово звучит скорее как «Мьянма».

Политика генералов породила мощную оппозицию. Но и оппозиция не обещает мягкого и грамотного перехода к более эффективному правлению. Собственно, с августа этого года в стране идут демонстрации не столько (или не только) за свободу и демократию, сколько против повышения цен на бензин и из-за прочих экономических проблем. А их за день не решишь.

Как уговорить бирманских военных организовать мягкий переход к более цивилизованному правлению? Кому передавать и с кем делиться властью - с теми оппозиционерами, которые обосновались в Таиланде, или теми, которые предпочли Париж? А чем они окажутся лучше? От того, как Пекин справится с этими задачами, зависят и темпы роста его влияния в мире.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала