Москва, 26 СЕН, - РИА Новости, Мария Ганиянц. "То, что сейчас в ГМИИ им. Пушкина идет выставка, посвященная Коко Шанель, - прекрасно, но проблема в другом: России нужен самостоятельный музей моды", - так Алена Долецкая, главный редактор русского Vogue, прокомментировала открытие выставки "Шанель. По законам искусства" в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина.
В последние десятилетия растет интерес ведущих музеев мира к высокой моде. Да и сама мода, как один из видов искусства, стремится войти в историю и подтвердить свой художественный статус. Кураторские выставки дизайнерской одежды пользуются успехом публики, а модельеры именуют себя не портными или модистками, но художниками.
Тот же Пушкинский музей год назад показал выставку "Костюмы-современники", где было представлено около 100 работ знаменитого римского дизайнера Роберто Капуччи. А выставки коллекций Армани в музее Гуггенхайма и выставки творений Версаче и платья Жаклин Кеннеди в музее Метрополитен в Нью-Йорке привлекли беспрецедентное для этих храмов искусства количество посетителей.
«Я не знаю кто кого больше заслужил - Шанель право быть выставленной в Пушкинском, или Пушкинский музей - право показать мир, связанный с великой Коко Шанель. Ведь с ней дружили и Пикассо, и Модильяни. И, между прочим, гордились этой дружбой», - считает писатель Виктор Ерофеев. «Я с огромным удовольствием написал предисловие к каталогу этой выставки. Шанель - это стиль эпохи», - добавил он.
Специализированные музеи моды стали распространенным явлением в истории культуры ХХ-ХХI веков. Такой музей имеется почти в каждом уважающем себя крупном городе. Особенно знамениты Калифорнийский музей моды, в Париже - Музей Моды и Текстиля и городской Музей Парижской Моды (Музей Галльера), в Лондоне - Музей Виктории и Альберта, крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна, в Нью-Йорке - Музей истории моды и текстиля.
Одновременно происходит и обратное движение: крупнейшие модные бренды продвигают взгляд на моду как на искусство через бутики, больше напоминающие музеи, чем места для шоппинга. Так, модный дом Prada в 2005 году открыл в Сохо в Нью-Йорке «показательный» магазин, в задачи которого входит не столько продажа, сколько популяризация марки и демонстрация особой эстетики и взгляда на мир, в котором нет границы между модой и искусством. Придуманный лауреатом Притцкеровской премии Рэмом Колхаасом бутик по архитектурному решению интерьера сравнить можно только с музеем Гуггенхайма. И место выбрано явно неслучайно: раньше в здании находился именно этот музей.
«Не стоит рассуждать, правомерно или нет использовать Пушкинский как площадку для выставки моды, - считает Алена Долецкая. - Ирина Антонова специалист высокого класса и знает что делает. Надо задуматься о другом. Есть выбор: ходить на редкие выставки моды и ловить показы, или подойти к делу серьезно и организовать полноценный музей».
«Нам нужен зрелый музейный институт, который мог бы выставлять лучшее в этой области и обладал бы компетентным советом директоров, грамотными кураторами, которые бы держали связи с коллекционерами. И вовсе не обязательно, чтобы в этом музее выставлялись исключительно российские дизайнеры» - заключила создательница российского Vogue.