МОСКВА, 26 сен - РИА Новости, Ольга Гринкруг. Знаменитый голландский архитектор Эрик ван Эгераат, автор башен "Русский авангард" и искусственного острова "Федерация", признался в интервью РИА Новости, что у него есть две мечты: создать коллекцию бокалов и построить самое большое в мире здание.
"Мне бы хотелось сделать набор бокалов. Очень красивый набор бокалов. Это одна из самых сложных задач, какие только бывают, потому что бокалов существуют тысячи, и их делали выдающиеся мастера - в частности, в России. Но я бы хотел попробовать придумать свою коллекцию - очень красивую, очень тонкую, очень удобную и очень качественную", - рассказал архитектор.
"В то же время, я хотел бы построить одно из самых крупных зданий в мире, причем по тем же принципам, по которым я делал бы коллекцию стаканов. Беда в том, что обычно, чем больше становится вещь, тем она делается скучнее. Количество архитектуры на квадратный метр уменьшается пропорционально увеличению здания", - добавил Эрик ван Эгераат.
Он объяснил: "Поразительно, что в наш век, когда во всех областях наблюдается невероятный прогресс, когда стремительно улучшаются автомобили, ткани, материалы, качество строящихся зданий нисколько не возрастает. Я же мечтаю, чтобы те качественные материалы, которые существуют и разрабатываются в настоящий момент в мире, все же использовались в архитектуре".
По мнению ван Эгераата, в отсутствии действительно качественных новых зданий заключается одна из главных проблем Москвы - города, где он пытался что-нибудь построить еще с 2001 года (именно тогда впервые был предложен проект жилых башен "Русский авангард", прошедший все ступени согласования, но так и не реализованный).
"Москва гораздо сложнее для работы, чем вся остальная Россия. Во-первых, в этом городе множество крупных игроков. Во-вторых, здесь огромный потенциал, но состояние рынка таково, что нет необходимости непременно строить хорошо. Спрос велик, предложение недостаточно, и даже если ты построишь не очень хороший дом, ты его все равно продашь. Так зачем прикладывать лишние усилия? Зачем связываться с архитектором вроде меня, который сделает вещь очень высокого качества? Невозможно убедить клиента, который рассчитывает на быструю прибыль, что качество - это важно", - сетует архитектор.
"Только тогда, когда цены вырастут, а люди перестанут платить такие деньги за откровенно плохие дома, ситуация изменится", - считает он.
По мнению ван Эгераата, городу следовало бы принять участие в регулировании не столько цен и прибылей, сколько качества строительства, так как сам по себе рынок с этой задачей не справится. "Нам пора осознать, что современная архитектура - это то, что должно дожить до будущего, как дожили до наших времен здания XVI , XIX века", - убежден архитектор.
Пока среди редких исключений в Москве он называет несколько построек бюро Скуратова, а также бизнес-центр "Дукат-2" на улице Гашека.
Свой собственный первый проект в российской столице он планирует завершить лишь через 2,5 - 3 года, несмотря на то, что работает в Восточной Европе с 1990-го, а конкретными проектами в России занимается с 2000-го.
"Теперь я достиг того уровня, на котором могу понять, как все работает в России. Я часто сюда приезжаю, у меня здесь есть офис, который не закрывался, даже когда дела шли совсем плохо", - рассказывает ван Эгераат.
В понимании российской реальности, по его словам, больше всего помог проект торгово-развлекательного комплекса в Сургуте, который станет первым завершенным проектом ван Эгераата в нашей стране: окончание работ запланировано на 2008 год.
"Мой клиент в Сургуте - небольшой по российским масштабам, но эти люди действительно хотят сделать все именно так, как мы договорились, и для этого мы создали специальную строительную организацию. Мы отлично понимаем друг друга и стараемся сотрудничать во всем", - говорит архитектор.
Как он полагает, дело еще в том, что в российских регионах "вообще нет качественных построек, и они отчаянно пытаются улучшить ситуацию. В том же Сургуте четыре торговых центра, и все четыре абсолютно ужасны. Там такой пол, что нельзя даже вкатить детскую коляску. Поэтому им реально нужны проекты иного уровня".
Самый свежий из утвержденных проектов ван Эгераата в России - жилой квартал "Мойка/Глинки" в Адмиралтейском районе Петербурга общей площадью около 3 гектаров. В качестве заказчика выступает шведская девелоперская компания Ruric AB .
"Мой клиент только что завершил работы в новой военной академии, окончено строительство в Петергофе, так что проект реальный, и мы в самое ближайшее время начнем рыть фундамент", - объясняет архитектор, добавляя, что завершение работ планируется через 2,5 года.
Еще более крупные проекты Эрик ван Эгераат собирается осуществить в Казани, где он будет возводить новую Национальную библиотеку, и в Сочи, где он разработал мастер-план искусственного острова "Федерация" площадью 250 гектаров, чьи контуры повторяют очертания Российской Федерации.
"Примерно полтора года назад я познакомился с президентом Татарстана на одном из форумов по недвижимости во Франции. Он хотел выяснить, что я думаю о Казани, какой путь развития города я могу предложить. Он пригласил меня, и в прошлом году я приехал. Я приезжал несколько раз, чтобы понять город, понять Татарстан", - рассказывает архитектор.
"В Казани великолепный Кремль, очень интересная структура города, невероятное количество торговых точек, по крайней мере, в сравнении с другими российскими городами. Но качество застройки отстает, есть огромная возможность для развития", - считает он.
"Мы проанализировали около 10 проектов, и в их числе был проект строительства Национальной библиотеки. Мне показалось, что это очень интересно, потому что когда ты строишь библиотеку, она создает потенциал для развития целого огромного куска города", - объясняет ван Эгераат.
"Обыкновенно я предлагаю проекты, которые не ограничиваются чертежами одного здания: за ними всегда стоит более масштабная идея, более крупный проект застройки, которая, в частности, позволяет оплатить строительство общественного здания за счет соседней коммерческой застройки", - добавляет он.
Так, в Казани планируется, что 140 000 квадратных метров комплекса окажутся почти поровну поделены между библиотекой и коммерческими площадями.
Из нескольких нереализованных российских проектов ван Эгераат более всего сожалеет о Новой Голландии в Петербурге: "Вообще мне обычно удается построить то, что я проектирую. За последние 30 лет я завершил около 150 зданий. Разочарований случается очень мало: к ним, безусловно, относится проект "Русского Авангарда" в Москве и проект башни для Москва-Сити. Но обиднее всего вышло с Новой Голландией".
"В конкурсе на застройку Новой Голландии победил британский архитектор Норман Фостер, чью репутацию и профессионализм я не подвергаю сомнению. Но я не очень верю в нынешний проект. Один большой театр на открытом воздухе? Это не слишком мудрое решение. Мы были на открытии, в июне, и вынуждены были сбежать, потому что ужасно замерзли", - рассказывает ван Эгераат.
"Жаль, что не получилось с Новой Голландией: не потому, что проект был такой хороший, а скорее потому, что это был хороший пример, как следует развивать исторический центр города. Реализация этого проекта смогла бы вдохнуть жизнь в этот район, придать ему новый импульс развития, - говорит он, - Разумеется, я крайне разочарован. Но в мире еще остается немало пространства для творчества, и я буду стремиться к тому, чтобы построенное мной способствовало приумножению в мире качественной архитектуры".