Александр Горбунов, спортивный обозреватель для РИА Новости.
Поздравляя 23 сентября своих подопечных и помощников с победой в полуфинале Кубка Дэвиса над сборной Германии, капитан российской команды Шамиль Тарпищев, не исключено, подумал о необходимости уже в понедельник отправлять запрос на получение визы в США: американские теннисисты, обыграв шведов, приняли на себя, в соответствии с регламентом турнира, обязанности хозяев финала.
Вопрос с визой в Америку - для Тарпищева не праздный. Можно вспомнить, сколько пришлось ему, многолетнему члену Международного олимпийского комитета, натерпеться перед недавним полуфиналом женского Кубка Федераций. Тогда визу капитану сборной не давали - без объяснений - до самого последнего момента. Недоумевал весь спортивный мир. Команда улетела на матч с американками без Тарпищева, он добрался до места встречи буквально накануне первой игры. Сложно предугадать, как на сей раз поведут себя консульские работники американского посольства в Москве и сотрудники Госдепартамента.
Победа над немецкой сборной - из разряда ожидавшихся. Помучиться, между тем, пришлось изрядно. Трудности создали сами себе. Потом их преодолевали. В частности, «сражались» с выбранным покрытием - грунтом. Промелькнул слушок, будто покрытие делалось под Марата Сафина, который в итоге из-за невысокого уровня готовности в состав не попал, но потом выяснилось, что решение по грунту - плод коллегиальный. Кому-то он (скажем, Николаю Давыденко, считанные дни тренировавшемуся на земле) оказался в тягость, кому-то (Игорю Андрееву, победившему в двух своих матчах) был на руку. Но дело не в этом, а в совместном решении, учитывавшем интересы не одного теннисиста, а всей команды.
Самая, наверное, серьезная на данный момент проблема мужской теннисной команды России (несмотря на постоянные в последние годы успешные выступления в розыгрыше Кубка Дэвиса) - игра пары. Даже в матче с немцами, для которых московский полуфинал был первым за последние двенадцать лет, она не удалась. Михаил Южный и Дмитрий Турсунов сыграли слабо. Причины - на поверхности. Их озвучил тренер Южного Борис Собкин. Неважные, по его мнению, условия для тренировок и психологическая несовместимость в этой «мини-команде». Как только начинал активно действовать Южный, потерянным выглядел Турсунов. И - наоборот. И если в полуфинальном матче за счет преимущества, достигнутого в личных встречах (один Андреев добыл два балла), удалось соперника переиграть, то вовсе не факт, что в финале последует продолжение. В России никогда специально не занимались тренингом парных игроков - вот в чем причина. Уже сейчас можно предположить, что в предстоящем 30 ноября - 2 декабря финальном матче с американцами российская команда имеет «минус одно очко»: паре из сборной России (неважно в данном случае, в каком составе эта пара выйдет на корт) будут противостоять братья Брайаны. Сильнее их в этой теннисной дисциплине в мире нынче никого нет.
Очень важными в сегодняшних командных матчах становятся фигуры вторых и даже третьих номеров. У немцев на старте полуфинала проиграл лидер сборной Томми Хаас, обыграть которого, когда он здоров, очень сложно на любом покрытии. В российской команде ведущий на данный момент теннисист Николай Давыденко (он, правда, вышел на корт, будучи не совсем здоровым, и потому, вероятно, больше в матче не выступал) уступил Филиппу Кольшрайберу, заметно в последнее время прогрессирующему 23-летнему дебютанту немецкой сборной.
В разных странах отношение теннисистов к Кубкам разнится. Россия - одна из немногих, где практически не случаются отказы игроков от участия в командном соревновании. Разве только по состоянию здоровья, как это было недавно в ситуации с Марией Шараповой (но и она, кстати, с травмированным плечом приехала в Москву поддержать команду в финале выигранного Кубка Федераций). Отказы, полагаю, не случаются из-за личности капитана сборной, который относится к своим обязанностям неформально, постоянно помогает игрокам и для которого матч в Америке будет 103-м, если учитывать все турниры за Кубок Дэвиса у мужчин и Кубок Федераций у женщин.
Командные Кубки отбирают у игроков много сил (иногда ведущим теннисистам приходится выходить на корт три дня подряд и проводить пятисетовые встречи), не получая за это рейтинговые очки. Не исключено, что международные теннисные власти в ближайшее время примут решение, приравнявшее бы участие в Кубке Дэвиса и Кубке Федераций к участию в индивидуальных турнирах.
С составом команды на американский финал Шамиль Тарпищев, похоже, уже определился. Если за оставшееся до матча время не произойдет ничего неожиданного, то в США отправится пятерка игроков: Николай Давыденко, Игорь Андреев, Михаил Южный, Дмитрий Турсунов и Марат Сафин. Необходимости рисковать, как в свое время это делал тренерский штаб сборной, включая в состав Андреева, пребывавшего в мировом рейтинге на 214-й позиции, сейчас нет. Крепкая сбалансированная команда - действующий, между прочим, владелец Кубка Дэвиса - вполне, на мой взгляд, конкурентоспособна. Даже на корте очень сильного соперника.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции