МАДРИД, 23 сен - РИА Новости, Дмитрий Тейбаш. Второй год подряд жители и гости испанской столицы не ложились спать в предпоследнюю субботу сентября, гуляя на многочисленных культурных мероприятиях, организованных под общим названием "Белая ночь".
Подобный праздник, который также называют "Ночью культуры", впервые был проведен в 2002 году в Париже с целью дать горожанам возможность бесплатно и в развлекательной форме "приобщиться" к современному искусству. В прошлом году аналогичные мероприятия прошли уже в пяти европейских городах - Париже, Риме, Брюсселе, Риге и Мадриде, где "Белая ночь" собрала воедино около миллиона человек.
В этом году мэрия испанской столицы организовала более 170 культурных "актов" в виде всевозможных концертов, цирковых и музыкальных представлений, театрализованных показов и выставок - все абсолютно бесплатно. В общей сложности, в празднике приняли участие 233 культурные организации и 156 различных трупп и артистов-одиночек.
С девяти часов вечера и до семи утра распоряжением городских властей был ограничен доступ для частного транспорта на ряд центральных улиц города, где проходили основные праздничные события. Помимо дополнительных рейсовых автобусов, желающие "увидеть побольше" этой ночью могли взять в прокат велосипед, хотя на практике такой возможностью воспользовались совсем немногие.
Сам праздник стартовал чуть ранее - примерно в половину девятого, когда на пруду главного городского парка "Ретиро" началось музыкальное представление "Трубы над озером. Тишина сирен". Десяток трубочистов плавали на лодках по окутанному темнотой пруду; их инструменты издавали тихие, еле слышные звуки, которые с трудом были уловимы шумной толпой, обступившей пруд со всех сторон.
Спустя примерно час стараниями мексиканской художницы Дарьи вон Бернер на соседней с парком площади Независимости искусственные облака окутали одно из самых популярных монументальных произведений Мадрида - величественную арку "Puerta de Alcala". Представление художницы под названием "Атмосферы" было несколько омрачено периодическим появлением рейсовых автобусов на дороге, разделяющей арку и зрителей, которым это мешало лицезреть "облака", не спешившие, однако, подниматься высоко в воздух. В итоге толпа нашла выход из ситуации, просто заняв дорогу и перегородив движение транспорта.
Примерно в это же время на празднующий Мадрид полил редкий для города дождь, что, однако, ничуть не охладило "культурный" пыл горожан, заполнивших практически весь центр столицы.
На эспланаде "Сантьяго Бернабеу" австралийская театральная труппа "Strange fruit" представила публике оригинальный спектакль "The field" ("Поле") - восемь человеческих фигур на гибких четырехметровых шестах показывали зрителям миниатюры на вечные темы - любви, свободы, одиночества... Все это в непрекращающемся танце под музыку Пуччини, Баха, Прокофьева, Шевалье, а также современных композиторов.
Не менее интересный проект под названием "Семейный сад" реализовал британец Рон Хасельден. Более 400 окон многоэтажного здания "Edificio Espana" блистали изнутри различными цветами, воспроизводя общим фоном рисунки детей, на которых они, по просьбе маэстро, изобразили различные элементы сада - деревья, фрукты, цветы... Светящееся здание виднелось издалека и притягивало к себе огромное количество людей с фотоаппаратами.
Похожая тема - световые проекции на здания - была этой ночью одной из главных "изюминок" Мадрида. Пожалуй, самым значительным стал сопровождавшийся "живой" музыкой оркестра показ на большом экране авторских рисунков и фотографий испанского агентства EFE во дворе культурного центра "Conde Duque", расположенного недалеко от "Edificio Espana".
Центр стал одним из основных мест "околокультурных развлечений" этой ночью - здесь была организована своеобразная "барахолка" из старых и ненужных вещей, оставленных мадридцами - несколько гор из одежды, сумок и обуви привлекли к себе немало людей, прямо здесь примеряющих только что выбранные ими "обновки". Тут же, во дворе здания, были организованы несколько импровизированных "квартир" - как полагается, со всеми необходимыми предметами интерьера. Основные обитатели этих апартаментов попивали ром с колой и неспешно что-то обсуждали, а их "гости", входившие в "квартиру" через единственную дверь (это правило строго соблюдалось, несмотря на отсутствие стен) предпочитали залезть в небольшую ванну, чтобы сфотографироваться. Желательно, в только что выбранном на барахолке нижнем белье, одетым поверх собственной одежды, что, конечно, вызывало всеобщее удовольствие и смех.
Однако, посетители "Conde Duque" смогли оценить этой ночью и более "серьезные" проекты. Например, "Performing my time" ("Представляя мое время") дуэта барселонских артистов "Aggtelek". При помощи, например, картонных коробок и теннисных мячиков, упаковок скотча и красок артисты воспроизводили различные предметы повседневной жизни. Иногда не совсем предметы - как, например, в случае с большой человеческой головой с подбитым глазом... Любой желающий мог купить понравившийся ему "шедевр" на своеобразном аукционе, где стартовая цена каждого из них составляла "всего" 50 евроцентов. По словам самих артистов, проект представляет собой "иронизацию над современным искусством".
"Мультимедийным" искусством на площади Востока (Plaza de Oriente) отметился французcкий архитектор Жак Андре. В рамках его проекта "Радио мира" молодые люди, одетые в стюардов, спрашивали у прохожих (преимущественно, иностранцев), откуда они родом - стоящая рядом звуковая кабинка тут же воспроизводила радиостанцию соответствующей страны или города.
"Культурная ночь", как и стоило ожидать, не обошлась и без по-настоящему серьезного искусства. Помимо культурных центров, всю ночь для бодрствующих мадридцев были открыты двери музеев и выставочных залов - многие из них подготовили для своих посетителей специальные программы. Так, например, в музее Прадо была представлена пейзажная выставка картин Иохима Патинира, а для ночных посетителей Музея натуральных искусств выступал ансамбль валторнистов.
Некоторые заведения культуры подошли к празднику еще оригинальнее. Музей "Дома монет" планировал вручить памятные посеребренные медали первой тысяче человек, посетившей этой ночью его стены, для маленьких посетителей были приготовлены шоколадные монеты. У здания Национальной библиотеки, в которой на зрительское обозрение была выставлена рукопись знаменитой "Песни о моем Сиде", группа активистов подходила ко всем выходящим из него людям и просила рассказать в мегафон свои впечатления о посещении. Предполагалось, что это повлияет на решение прохожих - стоит "идти в библиотеку в три часа ночи" или нет.
Надо отметить, что культурные заведения в эту ночь явно уступали по количеству их посетителей открытым зонам отдыха, где по случаю праздника в уличных палатках продавали легкие алкогольные напитки - редкое явление для Испании, где после десяти часов вечера алкоголь продается только в барах и ресторанах.
Тем не менее, праздник прошел мирно, хотя и не без инцидентов - небольшая стычка в центре города закончилась ранением двух человек, один нарушитель порядка задержан.
Под утро люди выглядели немного усталыми, но довольными. Довольными - потому что приобщились, пусть к иногда сомнительной, но все же культуре, да и просто получили хороший повод в очередной раз насладиться нарядными улицами этого красивого города.