Рейтинг@Mail.ru
Китайское торможение - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайское торможение

Читать ria.ru в
Дзен
Все дело в том, что, несмотря на широко известные тесные военные связи между двумя крупнейшими мировыми державами (один из самых ярких примеров - прошедшие в августе нынешнего года международные антитеррористические учения Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия-2007», где с российской стороны приняли участие свыше 2000 человек, а с китайской - свыше 1700), военно-техническое сотрудничество за последнее время несколько притормозилось. За последние два года ни разу не собиралась по этому поводу межправительственная комиссия, которая раньше заседала, как минимум, раз-два в год. По очереди - в Пекине и в Москве. И сегодня нет ни одного крупного контракта, который российская оборонная промышленность выполняла бы по заказу китайской стороны.

Никита Петров, военный обозреватель, для РИА Новости.

Намеченный на сентябрь визит министра обороны России в Китай перенесен на весну будущего года. Это за последнее время второй перенос такого визита. Первый произошел в конце марта 2007-го. По очевидной причине - вице-премьер правительства, министр обороны Сергей Иванов тогда только что уступил свой пост новому министру, недавнему руководителю налоговой службы страны Анатолию Сердюкову, и тому необходимо было время, чтобы войти в курс неизвестных ему до того дел и проблем.

Нынешний перенос тоже произошел в момент перемен в российском правительстве. Назначен новый премьер-министр, кабинет министров, как и положено, ушел в отставку. Кроме того, оказалось, что министр обороны Анатолий Сердюков приходится зятем новому премьеру - Виктору Зубкову. И потому, как законопослушный и высоконравственный человек, глава военного ведомства подал президенту рапорт с просьбой отправить его в отставку в связи с родственными связями с руководителем кабинета министров.

Примет президент эту отставку или нет, - вопрос открытый. По закону, министр обороны напрямую не подчиняется премьер-министру. Он, как и глава ФСБ, министры иностранных и внутренних дел, является креатурой президента, и родственные связи с главой правительства тут не могут быть определяющими, мешать конструктивной работе того и другого правительственного чиновника. Но двойной перенос визита министра обороны в Китай, по мнению специалистов, имеет и другую, неформальную причину и внешне невидимые основания.

Все дело в том, что, несмотря на широко известные тесные военные связи между двумя крупнейшими мировыми державами (один из самых ярких примеров - прошедшие в августе нынешнего года международные антитеррористические учения Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия-2007», где с российской стороны приняли участие свыше 2000 человек, а с китайской - свыше 1700), военно-техническое сотрудничество за последнее время несколько притормозилось. За последние два года ни разу не собиралась по этому поводу межправительственная комиссия, которая раньше заседала, как минимум, раз-два в год. По очереди - в Пекине и в Москве. И сегодня нет ни одного крупного контракта, который российская оборонная промышленность выполняла бы по заказу китайской стороны.

Последние заказы - поставки четырех эсминцев проекта 956Э класса «Современный», которые вооружены сверхзвуковыми противокорабельными ракетными комплексами 3М-80Е «Москит» (американцы называют их SS-N-22 «Sunburn» - «Солнечный ожог»), завершены. Китайскому военно-морскому флоту переданы две крайние, как говорят моряки, многоцелевые дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 877ЭКМ (по западной классификации «Кило», по российской - «Варшавянка») и две ДЭПЛ проекта 636 «Амур» с противокорабельным комплексом Клаб-С, построенные на «Адмиралтейской верфи» в Санкт-Петербурге. Завершена передача комплектов сборки самолетов Су-27МКК на авиастроительный завод в Шэньяне. Туда же поставлены российские двигатели АЛ-31Ф и комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Выполнены контракты по зенитно-ракетным комплексам С-300ПМУ и «Тор-М1»...

Осложняет же наши отношения сорванный контракт на поставку Поднебесной нескольких десятков транспортно-десантных самолетов Ил-76МД, который должен был сделать для китайской армии Ташкентский авиастроительный завод имени Чкалова, но так и не сделал. А на Ульяновское производственное объединение перенести этот контракт Москва так и не сумела.

Валютные поступления в российскую казну из Китая, которые ежегодно составляли до 40 процентов всего отечественного объема экспорта вооружений, равного 6,5 млрд. долларов, истекают. А новых заказов из Пекина все еще нет. Почему?

Ответ на этот вопрос очень не прост и не однозначен. Одна из причин, как говорят, в Пекине - что этап военно-технического сотрудничества, когда Россия поставляла Китаю отдельные образцы не самых эффективных видов вооружений и продавала даже лицензию на их производство, исчерпан. Нужно переходить к следующему этапу. Какому?  Например, к продаже более новых и более мощных, высокотехнологичных видов оружия и боевой техники и, что самое главное, к организации совместного производства этого вооружения, поставкам самых передовых оборонных технологий и конструкторских разработок, а также композитных материалов.

Как утверждают эксперты, представители Главного управления вооружений Народной освободительной армии Китая проявляют интерес к закупкам крупных партий реактивных пехотных огнеметов «Шмель» вакуумного действия, 120 мм самоходных артиллерийских установок «Нона-СВК» и «Вена», 152 мм САУ «Мста-С», 300 мм реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч», танков Т-90С, БМП-3, бронетранспортеров БТР-80, многоцелевых вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-50 «Черная акула», трехкоординатных РЛС различных типов, зенитно-ракетных комплексов корабельного базирования «Штиль-1» с пусковой установкой вертикального действия. И еще - комплексов радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), корабельных вертолетов Ка-27 и Ка-28, другого оружия, технологий производства авиационных двигателей четвертого и пятого поколения, высоколегированных сталей и прочих материалов.

Многим экспертам бросилось в глаза, как во время прошедших недавно учений «Мирная миссия-2007» на полигоне российской 34-й мотострелковой дивизии под Чебаркулем китайские колесные бронетранспортеры и самоходные 100-миллиметровые артиллерийские орудия с трудом справлялись с полигонным бездорожьем. Подводила подвеска, не рассчитанная на многокилометровое преодоление ухабов и рвов. Видимо, сталь, которая использовалась при ее производстве, была не столь высокого качества, как необходимо в реальном бою. Получить рецепт такой стали, оборудование и технологию для ее изготовления - наверняка, тоже будет не лишним для китайской армии.

Но проблема в том, что для России некоторые предложения китайской стороны представляются завышенными или рискованными. В Москве, в различных силовых ведомствах, хватает высоких правительственных чиновников, которые опасаются, что поставки Пекину высокотехнологичной наступательной боевой техники, особенно для сухопутных войск, в том числе танков, противотанковых ракетных комплексов, тактических ракетных комплексов и реактивных систем залпового огня большой мощности, может привести к ослаблению обороноспособности российской армии. В частности, тех воинских частей, что дислоцированы на Дальнем Востоке и в Забайкальи.

Такой позиции придерживаются далеко не все руководители военной организации и оборонной промышленности государства, но она есть. И не считаться с ней невозможно. Это при том, что Индии, например, Россия безбоязненно поставляет и танки, и системы залпового огня, и мощные артиллерийские орудия и многое такое, что для Китая все еще - табу.

Такую ситуацию в Пекине считают для себя неприемлемой, то есть понятной, но бесперспективной. Две страны, говорят там, едины практически по всем внешнеполитическим проблемам, являются членами ШОС, придерживаются общих позиций и в Совете Безопасности ООН, и на других международных форумах, заявили о стратегическом партнерстве, что постоянно подчеркивают на двух- и многосторонних встречах их лидеры. На саммите АТЭС Владимир Путин гарантировал Ху Цзиньтао, что российская политика по отношению к Китаю не изменится и после его переизбрания с поста президента. В таком случае откуда опасения?

Пауза, которую предложила китайская сторона в осмыслении концепции, стратегии и тактики военно-технического сотрудничества между двумя странами, должна поспособствовать скорейшему выбору дальнейшего направления работы в этой области. В Пекине полагают, что снижение объемов валютной выручки, которое ожидает российскую казну из-за отсутствия китайских военных заказов, подтолкнет Москву к избавлению от излишних страхов и опасений, а с другой стороны поможет определиться, стоит ли и дальше доверять Поднебесной и ее армии, или продолжать руководствоваться старым правилом «Нет ничего опаснее сильного соседа».

Для воздействия на Москву китайские военные и представители оборонной промышленности, в частности, все больше и больше завязывают связи с европейскими оборонными концернами. Пока эти двусторонние китайско-европейские визиты и переговоры не приводят к реальным контрактам - Пекин находится под действием санкций, который объявил ему Евросоюз еще за события на площади Тянаньмэнь 1989 года. Но рано или поздно, намекают пекинские партнеры (что, в принципе, понятно и без них), эти санкции могут быть отменены, и тогда Россия может просто остаться в стороне от взаимовыгодного сотрудничества с Поднебесной.

Попытаться разрешить все эти проблемы должны в ближайшее время переговоры в Пекине руководителя российского Комитета по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами Михаила Дмитриева. По результатам его работы, видимо, и сможет состояться визит в Поднебесную министра обороны России. Кто бы в новом правительстве не занимал этот пост.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала