Обладатели большей части статуэток «ТЭФИ» (в 24-х номинациях из 40) уже известны. Остальные раздадут сегодня, в пятницу 21-го сентября, поздно вечером.
Впрочем, все и так понятно без всяких голосований и торжественных церемоний, поскольку слишком очевидна тенденция, то бишь кривая падения (если не сказать деградации) отечественного ТВ.
Времена, когда наиболее престижными наградами являлись те, что завоевывались новостными и аналитическими программами, политическими ток-шоу - уже далеко позади. Позади и времечко, когда была острая конкуренция между художественными сериалами. Например, год назад, когда на победу претендовали «Мастер и Маргарита», «В круге первом» и «Доктор Живаго».
Нынче другая пора. Нынче мастера ТВ в основном конкурируют на ниве развлечения. Нынче вопрос вопросов: какое шоу круче - «Минута славы», «Король ринга» или «Звезды на льду»?
Но сначала все-таки о высоком. О тех, кто что-то хорошее сделал на ниве просвещения.
Отмечу уже двух несомненных героев 13-й по счету церемонии «ТЭФИ», независимо от заключительного голосования. Это Александр Сокуров, чье документальное эссе «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская» победило в трех номинациях (лучший документальный фильм, лучший режиссер и лучшая операторская работа). Отличился и Лев Николаев, компания которого «Цивилизация» удостоилась двух «орфеев». Сначала в разделе «Программа о науке» за «Ивана Сеченова», затем в «Программе об искусстве» - за «Александа Вампилова».
Хорошо, что вновь удостоен награды за «Исторические хроники» Николай Сванидзе. Важно, что замечены изыскания - «Документальное кино Леонида Млечина» и его же «Женщины, мечтавшие о власти». Замечательно, что в разряде детских программ победили «Сто вопросов взрослому». Есть толика справедливости на земле, раз сценаристка Ирина Изволова получила «Орфея» за программу «Острова. Корней Чуковский».
Если говорить о неофициальном общекомандном зачете, то на сей раз, пожалуй, несомненным триумфатором оказался Первый канал. Он в первый же день собрал толпу статуэток (числом - 12), к коим наверняка прибавит во второй день штуки четыре-пять. На втором месте, скорее всего, останется «Россия». Уже сегодня можно считать большим успехом три статуэтки «ТВ Центра», который до этого вниманием «академиков» не был избалован. Все прочие каналы («Культура», СТС, РЕН-ТВ) будут иметь результаты, уступающие своим прежним достижениям.
По итогам первого дня голосования самым большим неудачником тринадцатой церемонии можно считать сериал «Завещание Ленина» Николая Досталя. Он был представлен в пяти номинациях - «сценарий», «режиссер», «оператор», «звукорежиссер» и «сериал». В первых четырех он уже «пролетел», в пятой ему еще предстоит это сделать, что было бы, к слову сказать, логично и закономерно. Ведь, если во всех основных номинациях (актерские работы вообще не добрались до финала) сериал - не лучший, то, с какого перепугу самому фильму стать лучшим? Как такое возможно?
Впрочем, весьма велика вероятность того, что «академики» назовут лучшим сериалом именно «Завещание». В порядке извинения за очевидную предвзятость накануне. (Так было пару лет назад со «Штрафбатом» того же Досталя). Тем более что его основной конкурент - очень слабый сериал «Ленинград», получивший статуэтки и за режиссуру, и за сценарий, и за операторскую работу, обречен на первенство в другой номинации - «лучший мини-сериал».
Увы, все это позволяет сделать предположение либо о договорном характере распределения призов в номинациях, кучкующихся вокруг художественного сериала, либо об элементарной разводке, либо о низком уровне компетентности голосующих «академиков».
Напомню, что в этом году академия ТЭФИ резко расширила ряды своих членов. Их теперь около трех сотен. Но «академиков», непосредственно голосующих за лауреата, осталось ничтожно мало - 24 человека. Схема выборов - довольно хитрая. Сначала отбор судей. Отбирает и назначает их компьютер из числа давших согласие. Голосование происходит в момент церемонии. Никакой анонимности. Отдаешь голос, будь любезен расписаться на нем прилюдно. Это очень удобно для теленачальников - так они могут контролировать степень лояльности к себе непосредственно и косвенно подчиненных. Стало быть, при всей прозрачности процедуры, она антидемократична по сути. С одной стороны она - лотерея; с другой - как всякая лотерейная игра таит в себе возможности закулисного шулерства.
Но это бы все ладно. И эта церемония, как и многие другие, - всего лишь способ, повод потешить самолюбие одних профессионалов и подразнить амбиции других.
Понятно, что и нынешняя церемония ТЭФИ стала в значительной степени кривым зеркалом. Другое дело, что и в кривом зеркале можно увидеть отражение реальности.
Реальность сегодняшнего телепроцесса кривобока. На весь сезон мы имеем лишь одно достойное в художественном и общественном значениях произведение. Это сериал «Завещание Ленина». Мини-сериал «Ленинград» - эту версию блокадного ужаса и героизма на экспорт - нелепо ставить рядом с тем, что сделали Николай Досталь и его соавторы. А если, все же поставили, то как-то неловко отдавать предпочтение глянцево-гламурной истории перед беспощадной ее правдой.
Все это было бы печально, если бы не было так смешно и весело. Я имею в виду полное и абсолютное торжество развлекательных проектов в репертуаре нашего ТВ как в прошлом сезоне, так и в этом.
Правофланговый здесь у нас - Первый. Телевидение выходных дней - это «Ледниковый период», «Фабрика звезд», «Минута славы». Скоро подтянется шоу «Две звезды» с парой ведущих Аллой Пугачевой и Максимом Галкиным. Другие телеканалы пытаются поспеть - «Танцы на льду-2» («Россия»), «СТС зажигает суперзвезду» (СТС). Но у них это получается не так масштабно и дорого.
Теперь взглянем на финальные тройки финалистов в номинациях развлекательных шоу. Здесь состязаются «Минута славы» со «Звездами на льду» и с «Цирком со звездами». Все - Первый канал. На финишную прямую в дисциплине «Ведущий развлекательного шоу» вышли Лолита, Максим Галкин и Иван Ургант. Опять - Первый канал.
Первый и вслед за ним все телевидение стремится стать тотально развлекательным. Причем, достаточно сознательно и целенаправленно, о чем можно судить по недавнему заявлению господина Эрнста.
Накануне праздника ТЭФИ состоялась камерная церемония, на которой журналисты, пишущие о ТВ, отмечали удачи сезона. На ней спецприз «за масштабность развлекательных проектов» получил и Эрнст. В ответном слове он объяснил, что не любит слово «развлекательный». Он не считает правильным деление телевизионной продукции на развлекательную и на всю остальную. С его точки зрения, как я понял, то, что называется развлекательным ТВ, является формой проведения времени. Такой же, как и сериалы, и информационные программы, и фильмы, и все-все-все. В конце концов, заключил господин Эрнст, жить - значит проводить время.
Проблема, однако, в том, что при такой установке грань между времяпровождением и времяубиением рискует оказаться стертой.
Если жизнь - всего лишь времяпровождение, то какой спрос с телевидения? Оно должно давать приятные поводы для него.
...И провести время, отведенное «под жизнь», нужно так, чтобы не было мучительно скучно у экрана телевизора. То есть чтобы было весело, азартно, вкусно и сытно. В этом и суть стратегии современного ТВ, которая достаточно объективно отразилась в зеркале 13-й церемонии ТЭФИ.
Хотя оно и изрядно кривое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции