Рождество Пресвятой Богородицы
День Рождества Пресвятой Богородицы считается первым в цикле великих двунадесятых праздников. Согласно церковному преданию, благочестивые родители девы Марии - Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. Уже в преклонные годы они родили дочь Марию, что было предсказано ангелом, который возвестил им о ее рождении. Об этом событии ничего не сказано в Писании. Неизвестно также и время установления праздника. Упоминания о нем есть у святителя Иоанна Златоуста, святителей Прокла, Епифания и блаженного Августина. В V веке о празднике говорит служебник Геласия. Песнопения на этот день, которые поются в церкви и поныне, начали составлять с VI века, имена авторов - Стефан Святоградский и Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Студит. Святой Андрей, архиепископ Критский, в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» писал: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников... Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом - соединение Слова с плотию; это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое». Торжественно славословит в этот день святая православная церковь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе ко возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Народ называет этот праздник Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками. Нередко день этот звали в разных регионах России Аспожка, или Спасовым, Аспасовым днем, Осенинами. В древней, еще языческой Руси возносили хвалу Осенине - покровительнице плодородия, любви и брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину. Старшая молодица стояла с овсяным караваем, а молодые пели возле нее обрядовые песни. Потом хлеб разламывали и раздавали присутствующим. Позже, с тех пор как Россия стала православной, у крестьянок и женщин других сословий появился обычай обращаться у воды к Богородице. В этот день приговаривали: «Богородица Пречистая! Избави от маеты, Надсады от души отведи, Мое житье-бытье освети!». В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу - небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов за собранный урожай и просили ее помощи на год будущий. Народные поговорки гласят: «На Пречисту в поле чисто», «Придет Пречиста, будет чисто-чисто».
Международный день мира
По решению Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция от 30 ноября 1981 года) Международный день мира отмечался в третий вторник сентября - день открытия очередной сессии ГА ООН. В резолюции от 7 сентября 2001 года Генеральная Ассамблея постановила, что начиная с 2002 года Международный день мира будет ежегодно отмечаться 21 сентября. Ассамблея заявила, что этот день будет отмечаться как день глобального прекращения огня и отказа от насилия, и предложила всем государствам и народам соблюдать прекращение военных действий в течение этого дня. Ассамблея призвала все государства-члены, организации системы Организации Объединенных Наций, региональные и неправительственные организации и отдельных лиц соответствующим образом отмечать Международный день мира, в том числе путем просвещения и информирования общественности, и сотрудничать с ООН в обеспечении прекращения огня во всем мире. В июне 1954 года Организации Объединенных Наций Японией был преподнесен «Колокол мира». Он отлит из монет, собранных детьми из 60 стран мира, и укреплен под сводом типично японского сооружения из кипарисового дерева, напоминающего синтоистский храм. В колокол, находящийся в центральном учреждении ООН, принято звонить два раза в год: в первый день весны - день весеннего равноденствия, и 21 сентября, в Международный день мира. Надпись на колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Ежегодно в Международный день мира люди во всем мире собираются для того, чтобы вновь подтвердить эту мысль, помянуть жертв конфликтов и заявить о своей готовности посвятить себя построению более безопасного и более справедливого мира. В одном из своих посланий, посвященном Международному дню мира, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил: «Двадцать четыре часа - это немного времени, но достаточно для того, чтобы руководители стран мира начали прислушиваться к голосам своих народов. Некоторые из этих народов хотят положить конец репрессиям и нетерпимости, и они открыто заявили бы об этом, если бы они могли пользоваться своими основными правами и свободами. Другие хотят избавиться от нищеты и отчаяния, и они тоже еще громче заявили бы об этом, если бы они не были столь обременены ежедневной борьбой за добывание пищи и обеспечение крова для своих семей. Руководители должны в первую очередь осознавать значение Международного дня мира. Пусть его идеи находят все более широкий отклик».
День воинской славы России - в честь победы в Куликовской битве (1380)
Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. 21 сентября недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон, после поединка русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней, пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично князь Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву. Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.
208 лет назад (1799) во время войны с Францией начался знаменитый переход через Альпы армии А.В.Суворова
В середине августа 1799 года Александр Суворов получил предписание от императора России об отводе союзных войск в Швейцарию для соединения с находившимся там русским корпусом А.Римского-Корсакова. Начался новый этап в полководческой деятельности Суворова - знаменитый Швейцарский поход 1799 года. Переход, совершенный для быстроты через Альпы, проходил в сложнейших условиях: предательское, по существу, поведение австрийских союзников, постоянно не выполнявших свои обязательства, ежедневные стычки с неприятелем, часто переходившие в сражения (известный бой за Чертов мост), сама природа, создававшая на пути русской армии неимоверные трудности, - все это преодолели суворовские солдаты. «Русский штык, - по выражению самого Суворова, - прорвался сквозь Альпы», нанеся при этом французам потери, вчетверо превышавшие собственные. Швейцарский поход стал достойным венцом подвигов А.В.Суворова. Самый знаменитый из противников французский генерал А.Массена, будущий маршал Франции, искренне признался, что отдал бы все свои походы за одну лишь швейцарскую эпопею русского полководца. 28 октября 1799 года за переход через Альпы Суворов получил звание генералиссимуса всех российских войск. В честь этого события по инициативе и на личные средства князя Сергея Голицына в Альпах высечен 12-метровый гранитный крест.
139 лет назад (1868) родилась Ольга Леонардовна КНИППЕР-ЧЕХОВА, актриса, народная артистка СССР
Имя Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой неразрывно связано с двумя важнейшими явлениями русской культуры: Московским Художественным театром и Антоном Павловичем Чеховым. Художественному театру она отдала почти всю свою долгую жизнь, с момента основания театра и практически до самой смерти. С Чеховым были связаны только шесть лет - но она называла их «самым светлым временем» своей жизни. Это были последние годы Чехова, умершего у нее на руках.
Родилась Ольга Леонардовна в 1868 году в Вятской губернии. Окончила музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, училась в классе В.И.Немирович-Данченко, который сразу оценил талант будущей актрисы. Одна из первых актрис МХТ (с 1898 года). Дебютировала в роли царицы Ирины («Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого). Характерные черты искусства актрисы - благородство сценической манеры, глубина чувств и сдержанность их выражения, психологическая тонкость и строгость - раскрылись прежде всего в чеховских пьесах, где она была первой исполнительницей ролей Аркадиной, Елены Андреевны, Маши, Раневской («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»). Среди лучших ролей также Анна Маар («Одинокие» Г.Гауптмана), Наталья Петровна («Месяц в деревне» И.С.Тургенева). Ольга Книппер-Чехова прожила очень долгую, насыщенную жизнь. Скончалась 22 марта 1959 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1938-1959 годах жила Книппер-Чехова - мемориальная доска.