Рейтинг@Mail.ru
При Хусейне иракцы не "чатились", а при американцах - не видятся - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

При Хусейне иракцы не "чатились", а при американцах - не видятся

Читать ria.ru в
Дзен
После падения диктаторского режима Саддама Хусейна в 2003 году в Ирак хлынули запрещенные при нем мобильная связь, спутниковые тарелки, Интернет-технологии. Их всеобщая доступность стала одним из бесспорных преимуществ нового времени.

Павел Давыдов, специальный обозреватель РИА Новости в Бейруте.

Десять компьютеров, установленные в небольшом Интернет кафе Абу Шакера в шиитском районе Багдада Аль-Казымия, свободными не бывают никогда. Посетители сидят в нем и днем, и вечером, от открытия до закрытия. 

"С девяти утра и до наступления комендантского часа в одиннадцать вечера все места у меня заняты. И это несмотря на то, что Интернет сегодня у многих есть дома, а таких кафе, как мое, в Багдаде очень много", - говорит Абу Шакер.

После падения диктаторского режима Саддама Хусейна в 2003 году в Ирак хлынули запрещенные при нем мобильная связь, спутниковые тарелки, Интернет-технологии. Их всеобщая доступность стала одним из бесспорных преимуществ нового времени.

Однако, говорит Абу Шакер, популярность интернета и мобильной телефонии в Багдаде объясняются не только тягой иракцев к новым технологиям. Еще одна причина бурного развития и того, и другого направления -  отсутствие безопасности в стране. Люди боятся, как прежде, посещать живущих в других районах города родственников и друзей, проводить время за беседой в кафе или ресторане, просто гулять по улицам или отдыхать в парке.

Сегодня это рискованно - можно стать случайной жертвой взрыва, быть походя застреленным суннитскими боевиками или шиитскими милиционерами, попасть в заложники к бандитам, которые будут требовать выкуп с родственников или просто убьют.

Иракцы, привыкшие к постоянному личному общению, теперь предпочитают нырнуть в расположенное в соседнем доме интернет-кафе и «поболтать» в чате часок-другой с другом или родственником. Это гораздо безопаснее, чем ехать неведомо куда, рискуя поплатиться жизнью.

"Девяносто процентов моих посетителей часами просиживают в чатах. Мы теперь, как в Америке, общаемся на расстоянии",- абсолютно без восторга в голосе говорит владелец интернет-кафе.

Слушая его, я вспомнил, как один знакомый иракец рассказывал мне, как он в буквальном смысле страдал от отсутствия привычного ему живого общения, живя несколько лет в США.

«Оказалось, там никто не ходит друг к другу в гости. Я так и не смог привыкнуть к этому. Нет, друзья у меня были, но мы никогда не встречались большими компаниями, не проводили время за долгой дружеской беседой, без которой у нас в Ираке жизнь просто немыслима», - вспоминал он.  

Была немыслима. Страх, ставший в последние годы постоянным спутником иракской жизни, заставил людей по-другому относиться даже к казавшимся незыблемыми традициям. Любимое иракцами живое общение, поводов для которого у них всегда было предостаточно, уступило место общению виртуальному.

Двадцатишестилетний Ясир Мустафа ежедневно проводит у Абу Шакера по 4-5 часов в день.

«Если бы не работа, я бы сидел здесь и дольше. Интернет для меня - практически единственная возможность поговорить с друзьями и близкими», - говорит Ясир.

От молодых людей в России или в какой-либо другой стране мира, которые также ежедневно «чатятся» часами, молодого иракца отличает то, что он с удовольствием бы встретился со своими друзьями, что называется, вживую, но сделать этого не может - их нет рядом. Разгул насилия и межконфессиональная война вынудили многих бежать из Ирака. Кто-то уехал в соседнюю Иорданию или Сирию, другие - в Европу или в Америку, третьи перебрались в другие районы Багдада и провинций страны.

Согласно данным Международной организации по миграции, сегодня каждый шестой иракец - вынужденный переселенец. За последние четыре года 4,4 миллиона человек выехали за границу или в поисках более безопасного места жительства переселились в пределах самого Ирака. Сунниты бежали из шиитских районов, шииты - из суннитских, в которых жили поколениями. Те же, которые еще остались «не в своих» районах, боятся высунуть нос на улицу.

Хейсам эль-Кубейси - один из немногих суннитов, по-прежнему живущих в шиитском районе Аль-Казымия. Но в отличие от шиита Ясира Мустафы, он не рискует появляться даже в Интернет кафе, которое находится по соседству. Из дома Хейсам выходит крайне редко.

"Всю свою жизнь я прожил в Аль-Казымии, и большинство моих друзей - шииты. В Ираке сунниты, шииты, христиане веками жили вместе, бок о бок. Сейчас все иначе, все перевернулось вверх дном. Конфессиональная вражда в корне изменила жизнь. Шиит боится появиться в суннитском районе, а суннит - в шиитском", - говорит Хейсам. 

Правда, признает он, за последние семь месяцев, прошедшие с тех пор как американские и иракские войска начали осуществлять совместный план по обеспечению безопасности в Багдаде, ситуация немного изменилась к лучшему: стало меньше взрывов, нападений боевиков на армию и полицию.

Массированное присутствие американских и иракских солдат в наиболее «горячих точках» Багдада привело к тому, что люди с оружием уже не разгуливают средь бела дня по улицам. Как следствие, по утрам стали реже находить неопознанные трупы со следами пыток - если прежде их число составляло в среднем около 200 в день, то теперь - около 10.

Но начатая американцами силовая операция не решила и не может решить главную проблему Ирака - она не прекратила конфессиональную войну между шиитами и суннитами, а лишь заморозила многочисленные линии раздела. Большинство районов Багдада по-прежнему контролируют вооруженные отряды милиции, встреча с которыми никому не предвещает ничего хорошего. 

«Меня могут убить только за то, что я суннит. В Багдаде это сегодня -  норма", - говорит Хейсам.

Однако и предпочитаемое им и многими другими виртуальное общение в сегодняшнем Ираке небезопасно, особенно для женщин.
«Моей подруге позвонил однокурсник. Ему нужно было уточнить какой-то вопрос, касающийся учебы. О зафиксированном на мобильном телефоне звонке узнал ее брат, ставший в последнее время активным членом религиозной партии. За аморальное, на его взгляд, поведение он запретил сестре ходить в университет и отобрал у нее телефон. Больше года она не выходит из дома», - рассказывает багдадская студентка Соад Азиз. 

О том, чтобы, как это было принято прежде, открыто встретиться на улице, в кафе или в парке с молодым человеком, говорит она, сегодня и речи быть не может. В районах, контролируемых религиозными партиями, влияние которых растет повсеместно, это просто опасно. Да и в целом атмосфера в Багдаде такова, что появление молодой незамужней пары на улице равносильно преступлению. 

"За это могут, что называется, «наказать» - пригрозить расправой с молодым человеком, сообщить отцу или братьям девушки, а то и оскорбить ее», - говорит Соад. 

Жизнь в сегодняшнем Багдаде, констатирует она - унылая и убогая. В городе закрыты все театры, кинотеатры, парки. Практически нет ни одного места, где молодые люди могли бы проводить время вместе. Единственный вариант общения - виртуальный.

«Конечно, это здорово - иметь в своем распоряжении современный, легкодоступный вид связи. Но наша беда в том, что мы вынуждены им пользоваться в ущерб нашей свободе общения и нашим традициям, а иногда и расплачиваться за это», - говорит Соад.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала