Рейтинг@Mail.ru
Операция "Керченский мост" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Операция "Керченский мост"

Читать ria.ru в
Дзен
В предвыборных играх, как известно, козырная карта никогда не помешает, и все участники предстоящих на Украине досрочных выборов в Верховную Раду, судя по всему, такие козыри в рукавах давно припрятали. В начале сентября украинский премьер-министр Виктор Янукович и выложил один из них, объявив о реанимации давнего российско-украинского проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Идею тут же поддержали руководители Крыма, а российский посол Виктор Черномырдин с присущей ему образностью заявил, что новый мост «объединит континенты», видимо, подразумевая под таковыми Россию и Украину.

Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.

В предвыборных играх, как известно, козырная карта никогда не помешает, и все участники предстоящих на Украине досрочных выборов в Верховную Раду, судя по всему, такие козыри в рукавах давно припрятали. В начале сентября украинский премьер-министр Виктор Янукович и выложил один из них, объявив о реанимации давнего российско-украинского проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Идею тут же поддержали руководители Крыма, а российский посол Виктор Черномырдин с присущей ему образностью заявил, что новый мост «объединит континенты», видимо, подразумевая под таковыми Россию и Украину.

Керченский мост по праву можно назвать «проектом века»: его история на самом деле насчитывает сто с лишним лет и читается как увлекательный авантюрный роман. Если быть точнее, то она началась в 1901 году, когда англичане вознамерились связать железнодорожным сообщением Британские острова с Индией. Для этого планировалось перебросить мосты через Ла-Манш и Керченский пролив, но эта амбициозная идея так и осталась на бумаге. Затем к ней вернулись уже в годы второй мировой войны, когда Гитлер приказал министру вооружений Альберту Шпееру соорудить переход из Крыма на Кубань, по которому германские войска двинулись бы на Кавказ и далее - к Индийскому океану. Засекреченный объект «К-2» немцы  построили, но уже в качестве военнопленных, и в ноябре 1944 года он был принят во временную эксплуатацию. Правда, простоял всего несколько месяцев: его уничтожил мощный ледоход с Азова - в спешке мостостроители не успели установить ледорезы.

О керченском мосте вновь вспомнили в конце века. В это время появилось сразу несколько проектных вариантов, в том числе и строительства туннеля под проливом. Но дальше подписания протоколов о намерениях дело не пошло. В 1999 году за него взялся Юрий Лужков и даже совместно с крымскими властями создал акционерное общество «Керченский мост». И - снова неудача, которая, однако, не охладила пыл московского градоначальника. В феврале нынешнего года он посетил Крым и заявил, что Москва готова хоть сейчас инвестировать в стройку $100 млн.

Всего же на «проект века», курируемый Лужковым, планируется выложить $480 млн. Вариант, подготовленный российской компанией «Спецфундаментстрой», предполагает наведение моста от порта Крым до порта Кавказ длиной 4,5 километра и высотой 50 метров, по которому будут переправляться как автомобили, так и железнодорожные составы. Путепровод через Керченский пролив ежегодно сможет пропускать до 10 млн человек и сократит путь примерно на 450 километров. Он станет частью международного транспортного кольца вокруг Чёрного моря, к созданию которого недавно приступили прибрежные страны, а если смотреть шире - позволит связать Европу с Азией, вплоть до Индии и Китая.  

Желание поучаствовать в проекте, который Янукович намеревается завершить к футбольному чемпионату Евро-2012, помимо столицы, уже выразили высокопоставленные чиновники из российского, украинского и крымского правительств, пообещавшие профинансировать стройку из своих бюджетов. Заинтересовались им также некоторые отечественные и иностранные инвесторы. А Юрий Лужков увязал его с давним планом московского руководства по комплексному развитию курортной зоны на востоке Крыма, на что оно в ближайшие годы готово выделить до $2 млрд.

Понятно, что время для озвучивания всех этих масштабных инициатив было выбрано отнюдь не случайно. Что не преминули отметить политические оппоненты главы бело-синего кабинета. Представитель пропрезидентского блока «Наша Украина - Народная самооборона» Степан Хмара заявил в интервью агентству «Новый регион», что «с экологической и экономической стороны этот проект не имеет смысла... Это скорее политическое заигрывание с Российской Федерацией премьера и его команды». «Оранжевая принцесса» Юлия Тимошенко, видимо, понимая, что разыгрывать «керченскую карту» ей не с руки, попыталась перехватить инициативу у Януковича. В случае победы на выборах, заявила она, её партия проект поддержит: «Мы сделаем всё, чтобы больше никто не обещал построить этот мост. Его нужно просто сделать, и мы его сделаем».

Реакция Виктора Ющенко пока неизвестна. Украинский министр транспорта и связи Николай Рудьковский, отвечая на вопрос об отношении главы государства к проекту, заявил: «Надеюсь, что президент займет конструктивную позицию по этому вопросу... Думаю, на его мнение повлияют 95% крымчан, которые поддерживают этот проект». Однако в секретариате Ющенко намекнули, что строительство моста Крым-Кубань может оказаться преждевременным.

Представитель президента в правительстве Александр Шлапак на недавней пресс-конференции уклончиво произнес: «Любой инфраструктурный проект для нашего государства не будет лишним. Другое дело - нужно определить, что является приоритетом в нашей деятельности».

Как бы то ни было, но с приближением выборов дискуссии вокруг этой здравой и к тому же взаимовыгодной идеи всё больше обретают политический подтекст. Что, впрочем, в последние годы происходит со многими масштабными российско-украинскими экономическими программами. Взаимные претензии и неудовлетворённые амбиции Москвы и Киева нередко мешают запустить их либо же довести до ума. Не говоря уже о чисто спекулятивных пиаровских операциях и предвыборных играх, когда о громко заявленных планах забывают сразу же после завершения голосования. Остается лишь надеяться, что важный для обеих стран проект соединения берегов Крыма и Кубани - не из их числа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала