Рейтинг@Mail.ru
Река Юрункаш стала "точкой невозвращения" для спортсменов из России - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Река Юрункаш стала "точкой невозвращения" для спортсменов из России

Читать ria.ru в
Дзен
Спасатели продолжают поиски трех российских туристов, пропавших во время сплава по реке Юрункаш на северо-западе Китая. Маршрут по этой реке оценивается как высшей категории сложности.

Спасатели продолжают поиски трех российских туристов, пропавших во время сплава по реке Юрункаш на северо-западе Китая. Тела трех найденных спортсменов уже опознаны: это Сергей и Иван Черник и Владимир Сметанников.

Сейчас поисково-спасательные работы временно приостановлены: из-за начавшейся песчаной бури невозможен вылет вертолетов и ограничена видимость.

Буря бушует с воскресенья. В месте, где в субботу были найдены два тела пропавших спортсменов, по-прежнему остаются 16 спасателей. Нет возможности переправить в Хотан и тела погибших. По прогнозам местной метеослужбы, буря утихнет лишь 18 сентября. Отряд спасателей находится в постоянной готовности, чтобы при первой возможности начать операцию.

В среду, 12 сентября, в верхнем течении реки Юрункаш с воздуха был обнаружен ряд предметов, принадлежавших шести российским туристам, в том числе оба катамарана.

В субботу в этом районе началась наземная поисково-спасательная операция, и в этот же день спасатели обнаружили тела двух российских туристов. Обоих погибших нашли рядом с четырехместным катамараном. Они были в спальных мешках.

"Сказать, от чего они умерли, пока с уверенностью нельзя. Возможно, они замерзли, так как сейчас в горах по ночам температура опускается до минус 17 градусов", - заявил представитель штаба по проведению поисково-спасательных работ. Он отметил, что погибших опознал знакомый туристов, который прибыл из Москвы.

По его словам, это президент федерации спортивного туризма Москвы Сергей Черник, 1960 года рождения, и его сын, аспирант биофака МГУ Иван Черник, 1982 года рождения.

Тело третьего погибшего туриста, которого обнаружили позднее, на вертолете доставили в город Хотан. По данным штаба поисково-спасательной операции, это - Владимир Сметанников, 1985 года рождения.

По словам заместителя начальника управления информации МЧС Виктора Бельцова, в настоящее время в поисковых работах задействовано три китайских вертолета Ми-17 и 16 российских спасателей отряда "Центроспас", а также китайские военные и спасатели-добровольцы. Поиск ведется при помощи наземных групп и с воздуха.

Российская спортивная команда планировала с 22 августа по 2 сентября осуществить сплав по горной реке Юрункаш в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Маршрут по этой реке оценивается как высшей категории сложности, до группы Сергея Черника здесь никто не сплавлялся. Перепады порогов реки Юрункаш местами достигают 30 метров, а горы в районе китайской провинции Синьцзян достигают высоты около 6 тысяч метров.

Члены группы сами организовали свое путешествие, а также закупили все оборудование и авиабилеты. Продукты они приобрели в Хотане, их проводником стал гид-проводник Чжанхун (Zhang Hong). Московские туристы и альпинисты знают его с 1996 года под русским именем Саша. Он вырос в Урумчи, хорошо говорит по-уйгурски, но вполне сносно владеет и русским языком.

Запланированный маршрут был таким:
12 августа - закупка необходимых продуктов в Хотане, выезд на автобусе в г. Керия (150 км на восток, около 4 часов езды), выезд дальше на джипах в кишлак Полур (около 80 км на юг, 4-5 часов езды).
13-19 августа  - организация гужевого каравана (ослы), переход пешком в верховья реки Юрункаш (место прощания с проводниками с точностью до 5-10 км в сторону запада).
20-21 августа - пеший переход (без каравана) вдоль реки Юрункаш до места начала сплава (примерные координаты: 35°33'19.13"N 81°14'1.67E - возможное место начала сплава после слияния истока Юрункаша с крупным притоком из-под ледника Ялунг).
22 августа - 2 сентября - сплав по реке Юрункаш до начала дороги по правому берегу, в 50 км выше города Хотан (где предполагалась встреча).

Когда 2 сентября в назначенную точку - 50-60 км по реке Юрункаш выше города Хотан -спортсмены не вышли, Чжанхун поставил в известность авиакомпанию о невылете группы по маршруту Хотан-Урумчи-Москва. После этого он вернулся на предполагаемое место встречи. 4 и 5 сентября он дважды выезжал вверх по долине Юрункаш, до конца дороги до притока Юрункаша р. Буя. Старатели, которые работали в этих местах в штольнях в непосредственной близости от воды, заявили, что по реке никто не проплывал. После чего проводник обратился к местным властям с просьбой о помощи. Погонщики, в свою очередь, рассказали, что расстались с группой 19 августа там, где и было запланировано. На тот момент все участники были здоровы и планировали начать сплав спустя два дня.

6 сентября Федерация гребного слалома России обратилась в посольство РФ в КНР с просьбой оказать содействие в установлении местонахождения туристов. С 11 сентября в зоне поиска работают российские спасатели.

В состав команды спортсменов входили пять москвичей - Сергей и Иван Черники (47 и 25 лет), Андрей Паутов (28 лет), Дмитрий Тищенко (34 года), Владимир Сметанников (25 лет) - и житель Казани Александр Зверев (35 лет).

Самый опытный - Сергей Черник - бизнесмен (генеральный директор риэлторской фирмы «Жилстрой-Инвест») и президент Федерации спортивного туризма г. Москвы. Это один из самых опытных спортсменов России - пятикратный чемпион страны в классе водных походов 6-й (самой высокой) категории сложности.

Он и остальные москвичи - члены Клуба водного туризма МГУ. Все аспиранты или сотрудники университета. Мастер спорта Александр Зверев из Казани - тренер по фитнесу. После этого похода он собирался расписаться со своей давней подругой Ольгой. А у Дмитрия Тищенко уже была назначена дата свадьбы - 22 сентября.

Поход, который затеял Сергей Черник, был чрезвычайно сложным.

Александр Сельвачев, лидер Russian adventure&travel team, команды, совершившей в Китае первопрохождение рек Сатледж и Меконг, описывает его так: "Река Юрункаш течет в очень глубоком каньоне. А катамараны неспособны идти против течения. Экспедиция Сергея Черника - первопрохождение, никто не знает, что ждет за поворотом. Таким образом, вход в каньон с вертикальными стенками - "точка невозвращения", откуда есть путь только вперед - вниз по реке. И если впереди водопад или сифон, то туристы оказываются в ловушке".

На подобные сплавы обычно идут на однотипных плавсредствах. Например, два четырехместных катамарана - один сплавляется, другой страхует, потом меняются ролями. В группе Черника же были четырехместный и двухместный "каты". И если бы "четверка" (на ней плыли оба Черника, Паутов и Тищенко) перевернулась, то "двойка" (Зверев - Сметанников) помощь оказать бы не смогла. Высказывается версия, что Черник не смог набрать 8 опытных людей, чтобы плыть двумя "четверками".

По словам официального представителя МЧС РФ Ирины Андриановой, один из этих катамаранов был привязан на южном берегу реки, а другой - в разобранном виде - на северном берегу. Катамараны находились в каньоне глубиной 200-300 метров.

Тела отца и сына Черников нашли около одного из катамаранов. Владимира Сметанникова - довольно далеко от берега. Так что же случилось? Оставили путешественники катамараны по своей воле или нет (лодки нашли в разобранном виде в 13 километрах друг от друга, одна - разбита, но пришвартована)? Ответов на эти вопросы пока нет.

Александр Сельвачев, лидер Russian adventure&travel team, команды, совершившей в Китае первопрохождение рек Сатледж и Меконг, утверждает, что ситуация с двумя катамаранами на разных берегах в 13 км друг от друга плохо поддается пониманию. По его версии, ситуация была аварийной: "Быть может, катамаран-"четверка" серьезно повредился на сплаве и не мог двигаться дальше, а "двойка" не знала об этом и ушла вперед.

По его мнению, оба экипажа в момент прекращения сплава были дееспособны: "Экипаж "двойки" зачалил судно, а люди из "четверки" еще и разобрали катамаран. Похоже, судно предполагалось куда-то нести. Значит, были для этого силы и возможности". Наконец, по словам Сельвачева, экипажи "двойки" и "четверки" должны были встретиться, поскольку все жизненно важное снаряжение было поделено между катамаранами.

Член Российской федерации рафтинга Олег Григорьев считает, что один из экипажей мог пойти на разведку, переправившись через глухой каньон со сложным порогом, который находился как раз между брошенными катамаранами: "И тут экипаж постигла беда: лодка перевернулась, и туристов унесло течением. А их катамаран потом выбросило на берег. Странно, что в лодках не нашли никаких записок. Обычно в таких случаях рафтеры оставляют информацию о том, куда пошли".

У главы федерации Алексея Румянцева - другая версия. "Мне кажется, оба катамарана перевернулись еще до порога, - сказал он. - И потом их выбросило на берег. Возможен и такой вариант: путешественники разобрали один катамаран, чтобы перенести его по суше и таким образом обойти опасный порог. А потом лодку по какой-то причине бросили".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала