Ольга Семенова
Зарисовка вторая - экологичная и экономичная
О многом на 62-м франкфуртском автомобильном салоне не только журналисты, но также специалисты и посетители говорят в превосходной степени - самый крупный по числу представленных стран, использованной полезной площади, экспонентов и экспонатов, аккредитованных журналистов, премьер, развлекательных мероприятий и аттракционов. Видимо, также по количеству посетителей - на 16 сентября, по данным оргкомитета, здесь уже побывало 384 тысячи посетителей, а впереди еще целая неделя работы!
Но главное, что в историю автомобильных выставок он войдет как до сих пор самый "зеленый" и самый первый "экологический автосалон", хотя еще недавно считалось, что транспорт и экология понятия несовместимые.
Поскольку Еврокомиссия утвердила постепенное сокращение установленных максимальных норм автомобильных выхлопов СО2 на территории стран ЕС к 2012 году до 120 грамм на километр, автопроизводители вынуждены учитывать в своих новых разработках эти ориентиры. К тому же на фоне общей борьбы за охрану окружающей среды перед лицом угрозы глобального изменения климата быть экологичным стало модным, а с учетом сокращения запасов горючего и его удорожания экономичность превратилась в одно из главных достоинств современных транспортных средств.
Легче заранее перейти на производство автомобилей, отвечающих новым экологическим требованиям, чем нести убытки по переоборудованию "нечистых" транспортных средств. Как сообщают немецкие СМИ, согласно проведенным подсчетам, в зависимости от модели подобное переоборудование каждой машины будет стоить от 600 до трех тысяч евро.
Между тем еврокомиссар по охране окружающей среды Ставрос Димас грозит штрафами автопроизводителям, которые будут продолжать выпускать продукцию, не отвечающую новым требованиям. Как объявил Димас в феврале этого года, представляя новую экологическую стратегию ЕС, Еврокомиссия ждет от европейских концернов "чистых, экономичных и доступных по ценам автомобилей, которые будут способствовать сокращению выбросов СО2 на территории Евросоюза и позволят ЕС выполнить поставленные в Киотском протоколе цели, а также будут способствовать энергосбережению и инновационному процессу".
Все страны-члены ЕС, по его словам, также несут ответственность за содействие покупке более экономично расходующих горючее автомобилей и предотвращение неэффективного расходования топлива.
На этом фоне не только европейские автоконцерны, но и их мировые конкуренты, действующие на европейском рынке, начали активно "зеленеть". Флагманом здесь выступает Япония, одной из первых начавшая серийное производство машин с так называемым гибридным двигателем, который одновременно обеспечивает и снижение вредных выбросов и экономию горючего. "Тойота" гордо демонстрирует на "зеленом автосалоне" свои заслуги в качестве пионера гибридных двигателей - компания выпускает автомобили с такими моторами с 1997 года.
Многие немецкие политики как сторонники защиты окружающей среды в этой связи непатриотично пользуются японскими машинами. Но, похоже, франкфуртский автосалон переломит эту тенденцию.
Как рассказал журналистам на автосалоне глава Союза автомобильной промышленности (VDA) Маттиас Висман, пример подал обербургомистр Тюбингена (земля Баден-Вюртемберг).Борис Пальмер, пообещавший минувшей зимой Висману пересесть со своего служебного автомобиля "Toyota Prius" на немецкую модель, если тот ему найдет у отечественных производителей такую, у которой показатель СО2 будет ниже, чем у японского.
Так вот на автосалоне во Франкфурте обербургомистр приобрел мерседесовский "Smart Fortwo" с микрогибридным приводом, который выбрасывает в окружающую среду всего 103 грамма СО2 на километр. Пальмер назвал новинку "идеальным автомобилем для города, ставшим еще более экологичным благодаря функции старт-стоп".
Больше всего экокаров представил на франкфуртской выставке "Ford". Практически к каждой своей известной серийной модели он подобрал "эко-вариант": Galaxy, S-Max, C-Max; Mondeo - капот каждой модели пересекает, как орденская ленточка, элегантная зеленая веточка и надпись "БИО-Этанол". То есть машины ездят на чистом алкоголе!
С экологией дружит и "Ситроен" - C4 BioFlex тоже !зеленая" машина. А обозначение на капоте "БИО-Флекс" указывает на то, что автомобиль может использовать как супер-бензин, так и смесь из бензина и этанола, доля которого может доходить до 85 процентов. В последнем варианте количество выброса СО2 снижается со 169 грамм на километр (с чистым бензином) до 160.
Тот же "Ситроен" представляет на автосалоне концепт "C-Cactus" с дизелем-гибридом. Здесь выброс СО2 составляет всего 78 грамм на километр!
И компания "Пежо" выставила на салоне дизель-гибридную новинку "Peugeot 308", которая, как сообщил представитель компании, с конца недели уже поступит в продажу на европейском рынке.
А концерн "Вольво" вскрыл для публики один из своих "гибридов", чтобы специалист фирмы мог наглядно продемонстрировать потенциальным покупателям все преимущества нового двойного двигателя. На накапливаемой во время движения на обычном ДВС во встроенной батарее энергии машина может проехать 100 километров, экономя горючее.
Немецкие концерны BMW, Mercedes, Audi, Volkswagen доминируют на автосалоне не только размерами своих экспозиций, но также числом мировых премьер - 46 из представленных здесь 88-ми. И, конечно, именно им принадлежит самая большая "зеленая звезда" автосалона - первый экологичный автомобиль класса F "Mercedes-Benz F700". Ту все просто "Вау!" От мощного нового мотора DiesOtto, сочетающего в себе сверхэкономичность и чистоту с высокой мощностью до комфортности и дизайна. Где вы еще видели лимузин длиной 5,17 метра с расходом горючего 5,3 литра на 100 километров и выбросом СО2 не более 127 грамм на километр. И при этом с разгоном до 100 километров с места всего за 7,5 секунды.
Правда, компания "Volvo" показала экологичный концепт "Recharge" c гибридной силовой установкой из четырех электродвигателей и четырёхцилиндрового стосильного мотора, а фирма "Nissan" свой "крылатый" концепт "Mixim", но даже био-концепт "Mustang" не смог затмить мерседесовского премьера.
Экологичность франкфуртского автосалона подчеркивается еще и множеством мероприятий и задумок организаторов. Для прессы и посетителей в фойе павильона 4 работает так называемый "Biofuel Bar". Здесь за стаканчиком какого-нибудь био-напитка можно посмотреть короткие фильмы об альтернативных видах топлива и экологических двигателях, получить информацию и материалы на эту тему.
В фойе павильона 10 установлены автосимуляторы для так называемого эко-тренинга. Здесь опытные инструкторы расскажут вам, каким образом при движении в городском транспортном потоке можно экономить горючее. А при наличии действующих прав вы даже сможете зетем проверить, как усвоили материал, проехав в настоящем автомобиле по центральным улицам Франкфурта.
Конечно же, в сопровождении инструктора.
Рядом с павильоном 10 расположен картодром, где на этом маленьком гоночном автомобильчике можно принять участие в гонках на кубок СО2. Главное здесь не просто скорость, а быстрая езда плюс "энергоэффективное" вождение. Лишь тот, кто владеет этим искусством взаимосочетания скорости и энергосбережения побеждает в соревнованиях.
Такой вот зеленый автосалон!