8 лет назад (1999) в городе Волгодонске Ростовской области был взорван жилой дом; погибли 18 человек, общее число пострадавших - 310 человек
16 сентября в 5 часов 50 минут утра в городе Волгодонске Ростовской области взорван девятиэтажный шестиподъездный дом № 35 на Октябрьском шоссе. Как удалось установить следственной комиссии, за 10 минут до взрыва к этому дому подъехал грузовик «ГАЗ-53», уже более четырех месяцев парковавшийся у этого дома. Жители дома к автомашине привыкли. В кузове этого грузовика или под ним и сдетонировала взрывчатка. Мощность взрыва, по предварительным оценкам, составила не менее 100 килограммов тротилового эквивалента. Дом накануне был проверен органами правопорядка на предмет выявления взрывчатки. Именно поэтому, по мнению милиции, террористам пришлось организовывать взрыв в спешном порядке. В результате взрыва полностью обрушилась передняя панель первого подъезда, осыпались практически все балконы второго подъезда, были повреждены стоящие вблизи здания. Погибли 18 человек, из них двое детей, 63 человека госпитализированы. Общее число пострадавших в Волгодонске - 310 человек. По данным следствия, к организации терактов в Москве (6 и 13 сентября) и Волгодонске были причастны восемь человек. Большинство из них позже были убиты в ходе контртеррористической операции в Чечне. Удалось задержать лишь Юсуфа Крымшамхалова и Адама Деккушева. Следствие установило, что они занимались доставкой взрывчатки к местам проведения терактов. В январе 2004 года Мосгорсуд приговорил их к пожизненному заключению.
271 год назад (1736) умер Габриель Даниель Фаренгейт, немецкий физик. Изобрел спиртовой и ртутный термометры, предложил температурную шкалу, названную его именем
Слово «термометр» впервые появилось в 1636 году: так назывался прибор голландца Дреббеля - «дреббелев инструмент» для измерения температуры, имеющей восемь делений. В 1688 году французский физик Далансе создает спиртовой термометр, на шкале которого в качестве одной из точек отсчета впервые появляется температура плавления льда, а в качестве высшей точки - температура плавления коровьего масла. Английский ученый Роберт Гук и нидерландский естествоиспытатель Христиан Гюйгенс впервые установили две постоянные точки термометра: точку таяния льда и точку кипения воды. Следующий шаг в этой области сделал немецкий физик Габриель Даниель Фаренгейт. Он был высококлассным стеклодувом, изготовлял первые точно проверенные термометры, ареометры и термобарометры. Весовой ареометр Фаренгейта знали во многих странах Европы. В 1724 году Фаренгейт, приняв за основу температуры плавления льда +32° и кипения воды +212°, предложил температурную шкалу, названную впоследствии его именем. В отличие от своих предшественников Фаренгейт впервые использовал перед запайкой термометра тщательно очищенную и прокипяченную ртуть. Конструируя спиртовые и ртутные термометры более пятнадцати лет, он понял, как добиться от них идентичности и большей точности показаний: нужно взять несколько точек с известной температурой, нанести их значения на шкалы и разделить расстояния между ними. Температурная шкала Фаренгейта традиционно применяется в ряде стран (в частности, в США). Достаточно удобные точки помогали легко отградуировать любой термометр, но малообоснованный сдвиг шкалы на 32 деления и неудобное для десятичной системы деление интервала на 180 (а не на 100, как для шкалы Цельсия), не позволили этой единице стать международной. В 1742 году свою шкалу предложил шведский астроном и физик Андерс Цельсий. В качестве основных точек он также взял температуры таяния льда и кипения воды, разбив этот интервал на 100 равных частей. Только за 100° он принял температуру таяния льда, а за 0° - температуру кипения воды. И лишь после того, как его соотечественник Штремер перевернул эту шкалу, появилось то, что мы сейчас называем шкалой Цельсия.
150 лет назад (1857) родился Александр Иванович Южин (Сумбатов), актер, драматург, театральный деятель, народный артист Республики
Александр Южин (псевдоним, настоящая фамилия Сумбатов) родился в селе Кукуевка Тульской губернии. Сын грузинского аристократа и дочери польского офицера-повстанца. В 1877-1881 годах учился на юридическом факультете Петербургского университета. На профессиональной сцене с 1876 года (Тифлис). С 1882 года - в московском Малом театре (с 1909 года - управляющий труппой, с 1918 года - председатель Совета, с 1923 года - директор). В 1877 году дебютировал как драматург. Первая пьеса Сумбатова - «Громоотвод», затем последовали «Дочь века», «Листья шелестят», комедия «Муж знаменитости» и историческая хроника «Царь Иоанн IV», исторические драмы «Старый закал», «Измена». Пьесы Южина ставились в московском Малом и других театрах. Романтический актер, Южин лучшие роли создал в пьесах Шиллера (Дюнуа, Маркиз Поза), Гюго (Дон Карлос, Рюи Блаз), Шекспира (Макбет, Ричард III, Кориолан). Его игра отличалась приподнятостью, благородным пафосом, продуманностью, законченностью. Юмор, ироничность раскрылись в комедийных ролях (Фигаро - «Женитьба Фигаро» Бомарше, Болингброк - «Стакан воды» Скриба, Телятев - «Бешеные деньги» Островского, Фамусов - «Горе от ума» Грибоедова). После Октябрьской революции Южин участвовал в работе ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, Центротеатра и других организаций, выступал с лекциями, писал статьи. Создал монументально-героические образы: Глеб Миронович («Посадник» А.К.Толстого), Оливер Кромвель (одноименная драма Луначарского). Умер выдающийся актер в Ницце 17 сентября 1927 года, похоронен в Москве.
57 лет назад (1950) родился Микки Рурк, американский киноактер
Микки Рурк родился 16 сентября 1950 года в Майами (штат Флорида, США). По его словам, начинал он как обычный уличный драчун, к счастью, мать вовремя пристроила его в боксерскую секцию. В юности занимался бейсболом, боксом. Повесив боксерские перчатки на гвоздь, Микки твердо решил стать кинозвездой. Для того чтобы оплатить учебу в одной из актерских студии Нью-Йорка, он несколько месяцев работал вышибалой в ночных клубах, был спасателем в Майами-бич. «Я 78 раз участвовал в кинопробах, и все без толку». Возраст Рурка приближался к тридцати, когда Стивен Спилберг пригласил его на маленькую роль в фильме «1941», а некоторое время спустя Майкл Чимино предложил Рурку сняться в фильме «Ворота в небо». Картина имела большой успех. Образ бунтаря и задиры Микки пронес через целый ряд картин: «Жар тела», «Бойцовая рыбка», «Патрон Гринвич Виллидж». А потом в свет вышла эротическая сага Эйдриан Лайн «Девять с половиной недель». Этот фильм, наделавший много шума, превратил Микки Рурка и его партнершу Ким Бессингер в секс-символы Америки 1980-х годов. Позднее актер снялся в фильмах «Год дракона», «Сердце ангела», «Пьянь», но всемирная известность к Рурку пришла после участия в ленте итальянского кинорежиссера Лилианы Кавани «Францискус». Далее были фильмы «Отходная молитва», «Красавчик Джонни», эротический триллер «Дикая орхидея», «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо». В каждой новой роли Рурк пытался отойти от принятых шаблонов, что привело его к конфликту с самим собой. Актер возненавидел свою работу и даже заявлял в интервью, что, скорее всего, ошибся с выбором профессии... Настал довольно продолжительный кризис: развод, алкоголь и наркотики, драки и публичные скандалы, больницы и депрессии. Он перестал сниматься, вел бродяжнический образ жизни, ушел в бокс... Ему постоянно ломали лицевые кости, из-за чего приходилось делать много пластических операций. И все же Микки хватило сил продолжить свой актерский путь. Постепенно, фильм за фильмом, он практически заново начал завоевывать свою аудиторию. Сыграв в фильмах «Благодетель», «Выход в красное», «Колония», Рурк доказал, что его творческая карьера не окончена. Начиная с 1999 года Рурк снимается в двух-трех картинах в год. Актер сказал в одном из интервью: «Я не из тех людей, которые все бросают на середине пути. Тем более что в своей лучшей роли я пока не снялся».
51 год назад (1956) родился Дэвид Копперфильд, американский иллюзионист, один из самых известных иллюзионистов мира
Дэвид Копперфильд (Дэвид Сет Коткин) родился 16 сентября 1956 года в городе Метчене, штат Нью-Джерси. Его родители эмигрировали в США из Германии. Отец - владелец магазина готового платья, мать - страховой агент. Ребенок обладал уникальной памятью. Ему было всего четыре года, когда дедушка показал ему карточный фокус. Мальчик тут же его повторил. В семь лет он уже демонстрировал свои личные фокусы прихожанам местной синагоги. В 12 лет выступал в концертных залах Метчена. В 15 лет был принят в Американское общество магов - стал самым молодым его членом. В 16 лет преподавал магию в университете Нью-Йорка на факультет иллюзионизма. Учась в колледже в Чикаго, параллельно играл в весьма популярном мюзикле «Волшебник». Тогда у него и появился псевдоним Копперфильд. В 1978 году телекомпания Эй-би-си пригласила Копперфильда на роль ведущего программы «Волшебство Эй-би-си». Программа имела очень высокий рейтинг, принесла ему славу и стала мощным импульсом к блестящей карьере. Через некоторое время компания Си-Би-Эс подписала с ним контракт на производство шоу «Магия Дэвида Копперфильда». Первые фильмы этого сериала снимал знаменитый американский актер и режиссер Орсон Уэллс. В 1980-е годы со своими шоу Копперфильд объездил всю Америку, а затем и весь мир. Несколько раз приезжал с выступлениями в Россию. Копперфильд объединил достижения всех иллюзионистов мира, известен рядом уникальных трюков: проходил через Великую Китайскую стену, летал над Гранд-Каньоном, «испарял» Статую свободы, самолет и вагон Восточного экспресса. Бурная фантазия и недюжинная работоспособность привели к тому, что сейчас Дэвид Копперфилд является самым богатым магом в мире - он дает более 500 представлений в год. Почти каждый год выпускает новую программу. Его успеху в большой степени способствует отличная команда, постоянно работающая вместе с ним.. Артист имеет несколько премий «Эмми» (аналог премии «Оскар в области шоу-бизнеса). Он - единственный иллюзионист в США, имеющий свою звезду на дорожке славы в Голливуде. Во Франции артист возведен в кавалеры искусства и литературы. Копперфильд много времени и сил уделяет благотворительности, в частности, занимается программой помощи инвалидам. Проект «Магия», разработанный им, помогает улучшить подвижность и моторные функции больных инвалидов. Этот проект реализуется в 1000 клиниках 30 стран мира. Копперфильд - автор книги «За пределами воображения». И, наконец, Дэвид Копперфильд входит в сотню самых красивых людей планеты. Недавно он, следуя примеру своих голливудских коллег, решил открыть сеть ресторанов по всему миру.
30 лет назад умерла Мария Каллас (1923-1977), греческая певица (лирико-драматическое сопрано), солистка крупнейших театров мира, мастер бельканто
Сисилия София Анна Мария Калогеропулос родилась в Нью-Йорке 2 декабря 1923 года. Ее имя было позже сокращено до Марии Каллас из уважения к ее новой американской родине. Детство и юность она провела в Греции. Именно греческие педагоги открыли и воспитали ее талант, и на сцене Национальной оперы Греции Каллас провела первые годы своей карьеры. Мировая слава пришла к ней позже, после того, как в 23-летнем возрасте она переехала в Италию, где быстро стала звездой первой величины. Ее голос не был эталоном классического сопрано, его звучание не всегда было безупречно или даже приятно для слуха. Вместе с тем Каллас обладала неоспоримым преимуществом узнаваемости - ее голос невозможно было спутать ни с каким другим, и во владении им она превзошла всех современников. Через упорный труд Каллас стала непревзойденным виртуозом бельканто, а выдающийся драматический талант сделал ее королевой оперной сцены. На протяжении всей жизни Каллас испытывала тяжелые удары судьбы. Неудачным был ее брак, равно как и более поздняя связь с Аристотелем Онассисом. Ее век как оперной певицы также оказался недолог. Труднейшие партии в сочетании с огромными нагрузками привели к ослаблению ее вокальных данных в конце 1950-х годов, после чего Каллас предпринимала лишь эпизодические неудачные попытки вернуться на сцену. Однако слава ее только росла, и даже в наше время, известная новым поколениям лишь по несовершенным записям, Каллас остается наиболее признанной оперной певицей современности. С 1982 года в Афинах проводится Международный конкурс вокалистов имени Марии Каллас.
76 лет назад (1931) в Москве образован Центральный театр кукол
Академический Центральный Театр кукол был создан при Центральном Доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. С первого дня основания театр возглавлял выдающийся деятель русского искусства, актер, режиссер, художник, литератор Сергей Владимирович Образцов. Ни скудность материальных средств, ни отсутствие собственной сценической площадки не помешали экспериментам небольшого коллектива из двенадцати человек: зрители ежегодно знакомились с двумя, а то и тремя новыми постановками молодого театра. Настоящей премьерой театра кукол 17 апреля 1932 года стал агитационный спектакль «Джим и Доллар» (художник Т.Александрова) по пьесе, специально написанной для труппы А.Глобой. Так театр начал поиски своего репертуара, создавая оригинальные конструкции кукол и сценического оформления, свободно варьируя стилистику спектаклей - от агитационного спектакля до народной сказки. Все спектакли 1930-х годов - «Волшебная калоша» Г.Матвеева, «По щучьему велению» Е.Тараховской, «Кот в сапогах» Г.Владычиной, «Конек-Горбунок» В.Курдюмова, «Терем-теремок» С.Маршака и другие - ставились для детей. В 1940 году поставлен первый спектакль для взрослых - «Волшебная лампа Алладина» Н.Гернет, где впервые применены тростевые куклы. Для взрослых были поставлены также «Ночь перед Рождеством» (по Н.Гоголю) и «Король-Олень» (по К.Гоцци) Е.Сперанского. Спектакли театра кукол восхищали зрителей живым артистизмом и новаторской изобретательностью. За несколько лет театр стал настолько популярным, что в 1937 году правительство решило предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского. Театр к тому времени не только пополнил свои штаты, но и создал собственный музей, впоследствии ставший уникальной сокровищницей кукол. Во время Великой Отечественной войны артисты театра выезжали в расположения действующей армии и показывали солдатам «Фронтовую программу» из пародийных скетчей на политические темы. После войны театр продолжал работу в Москве, одновременно расширяя гастрольную деятельность. В 1970 году Государственный Центральный театр кукол переехал в новое здание на Садовом кольце - архитектурный комплекс, являющийся эталоном для всех стационарных театров кукол мира (сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие «окружить» зрителя куклами, «бегающий» звук). Великолепные металлические часы, украшающие фасад, стали «визитной карточкой» театра. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных - сказочных персонажей - приветствуют под музыку «Во саду ли, в огороде» в аранжировке Н.Богословского собравшихся перед театром. Все вместе животные появляются лишь дважды - в полдень и в полночь. За десятки лет Государственный академический Центральный театр кукол (ныне - имени С.В.Образцова) превратился в самый крупный мировой кукольный центр, с самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, крупнейшим в мире Музеем театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней. Среди лучших спектаклей: для детей - «Веселые медвежата» М.Поливановой, «Краса Ненаглядная» Сперанского, «Буратино» Е.Борисовой, «Наша Чукоккала» К.Чуковского, «Хитрый ежик» Гернет и Сперанского, «Маугли» (по Р.Киплингу); для взрослых - «Необыкновенный концерт», «Под шорох твоих ресниц» Сперанского, «Чертова мельница» Я.Дрды и И.Штока, «Мой, только мой!» Б.Тузлукова, «Божественная комедия» и «Ноев ковчег» Штока, «Дон Жуан» В.Ливанова и Г.Бардина, «Полоумный Журден» М.Булгакова, «Шлягер, шлягер, только шлягер» А.Хайта, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л.Филатова, «Геракл» М.Бартенева. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.