Давид Карабекян, независимый аналитик, для РИА Новости.
Не только две конфликтующие стороны, но и большое число стран в мире с надеждой смотрят на Карабах. Но пока говорить о каких-либо подвижках в процессе урегулирования карабахской проблемы, к сожалению, не приходится. Отсутствию позитива «способствует» много причин. Не последнюю роль играет, на наш взгляд, воинственная риторика, а подчас и ультимативный тон властей Азербайджана, которые тоже препятствуют урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
В целом вероятность возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта нельзя исключать до тех пор, пока не заключен мирный договор. К тому же Азербайджан неоднократно заявлял, что не склонен следовать договорным обязательствам, подчеркивая свою техническую мощь. Однако на сегодняшний день Нагорный Карабах, имея профессиональную армию с высокой дисциплиной и боевой готовностью, способен в любой момент дать достойный и жесткий отпор любым посягательствам. Хотя, надо надеяться, среди всех участников конфликта сегодня есть понимание о том, что возобновление военных действий может привести к серьезным последствиям в регионе.
В России, Армении и Нагорном Карабахе четко осознают и тот факт, что без участия Карабаха подписание любого мирного соглашения невозможно и неосуществимо, а говоря о перспективах урегулирования нагорно-карабахского конфликта, можно отметить, что очередные президентские выборы, которые состоялись в Нагорном Карабахе 19 июля 2007 года, поспособствуют, так или иначе, усилению карабахского фактора.
В этом плане приход к власти в Карабахе представителей нового поколения военных может мобилизовать общественные ресурсы на решение первостепенных задач. Стоит заметить, что нынешний лидер Нагорного Карабаха Бако Саакян долгое время работал в Москве, у него сложилось хорошее представление о России, о доминирующих силах в этой стране, положении дел в регионе. Можно ожидать, что его деятельность на посту президента приведет в дальнейшем к изменениям в военном и экономическом планах непризнанной республики, заставив, так или иначе, считаться с карабахским фактором. Что касается сроков вовлечения карабахской стороны в переговорный процесс, то это может произойти скорей всего после президентских выборов в Армении и Азербайджане.
Касаясь роли России в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, необходимо отметить, что она изначально пыталась сбалансированно учитывать интересы всех сторон и вести взвешенный диалог. Не случайно бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров настаивал на активном участии карабахской стороны в переговорах, продвигая идею трехстороннего формата. В то же время определенными центрами силы неоднократно предпринимались попытки вытеснить Россию из региона и снизить ее роль в региональных процессах. Причем, как правило, выдавливание шло параллельно с представлением таких планов, в которых Армении и Азербайджану предлагались так называемые «модели быстрого урегулирования».
Оценивая деятельность Минской группы ОБСЕ в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, стоит сказать, что она, в основном, направлена на поддержание «тлеющего» переговорного процесса, без серьезных подвижек или реальных результатов. И это дает основания констатировать, что само урегулирование нагорно-карабахского конфликта по-прежнему находится на мертвой точке.
В будущем в этом вопросе ожидается принятие определенной модели урегулирования конфликта, которая будет предусматривать более сбалансированные уступки. Эта модель будет представлена международными посредниками, а для уступок потребуется политическая воля всех участников конфликта. Азербайджан здесь не может стать исключением.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции