Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Похоже, испытания на российском полигоне самой мощной вакуумной бомбы в канун шестилетия трагедии 9/11 явились не только предостережением недругам всех мастей, но и по-своему оказались предопределены. Почти по Чехову: если на стене висит ружье - оно рано или поздно должно выстрелить.
За время бурного ХХ столетия в мире накоплено столько оружия, что оно волей неволей просто обязано палить и взрываться. Да и мы сами делаем все возможное для успешного применения средств уничтожения. Ведь только за последнюю декаду прошлого века мир пережил 34 большие и маленькие войны, включая интернациональную войну в Заливе, две чеченские кампании и широкомасштабную по числу участвующих сторон войну в Югославии. Не забудем про невидимых террористов, борьба с которыми превратилась сегодня в сверхзадачу всей планеты.
Иными словами, без оружия просто никак не обойтись. С точки зрения оперативного искусства, управлять фронтами, двигая армии, корпуса и дивизии, уже вряд ли придется. Вооруженная борьба последних лет и будущего предусматривает скоротечные боевые действия на ограниченной территории без ясно очерченной линии фронта. Причем, данные о противнике могут появляться с ошеломляющей быстротой, что в свою очередь ведет к частой смене обстановки.
Таким образом, очевидно, что на первое место в системе обеспечения боевых действий выдвигаются средства разведки и целеуказаний. Что касается вооружений, то уходят в прошлое танковые армады и сотни орудий на километр линии фронта. Противник в наши дни - товар штучный, требующий не массированных ударов, а применения высокоточного оружия.
Ядерное оружие по известным причинам, как и раньше, будет выполнять только «представительские» функции. Теперь стратегические задачи призваны решать обычные вооружения, но сравнимые по своей эффективности с ядерными.
Надо сказать, что как в Америке, так и в России проблеме совершенствования обычных вооружений уделяется повышенное внимание. Так, США пару лет назад решили трансплантировать неядерную боевую часть стратегической баллистической ракете подводных лодок «Трайдент-2», задействовав, таким образом, арсенал этой системы оружия. Однако возникающие при этом политические проблемы, по всей видимости, заставили Пентагон отказаться от программы «Трайдент-2 - Обычный» и сосредоточится на давно вынашиваемых планах создать боеприпас проникающего действия, способный гарантированно поражать высокозащищенные подземные объекты.
Россия же решила укреплять позиции в экзотической, но далеко не новой области так называемого «вакуумного» бомбометания.
Американцы применяли вакуумные бомбы еще в 60-х годах во Вьетнаме, а Россия из реактивной огнеметной установки ТОС-1 обстреливала аналогичными по принципу действия снарядами с термобарической смесью душманские позиции в Афганистане в 70-е годы и чеченских сепаратистов в наши дни.
Следует отметить, что сам термин «вакуумное оружие» не совсем верен. Речь идет о боеприпасах объемного взрыва, которые также называются термобарическими. На определенном этапе действия такого боезаряда, действительно, присутствует эффект вакуума. А простая его суть заключается в следующем.
Термобарическая, скажем, авиабомба имеет емкость или емкости со взрывной смесью, например, на основе летучих углеводородов. При соударении с целью или при подрыве боеприпаса на высоте примерно 10 метров над поверхностью эта смесь высвобождается и, смешиваясь с атмосферным кислородом, образует мощнейшее взрывчатое вещество - облако около двух десятков метров в диаметре и 3-х - в глубину, которое детонирует через 100-140 миллисекунд после высвобождения.
При подобном взрыве на пути прохождении ударной волны со сверхзвуковой скоростью - 3 км/сек. создается избыточное давление, которое может достигать 30 кг/ кв. см. «За спиной» потока, напротив, возникает глубокий вакуум, который, как пылесос засасывает воздух и твердые частицы. При этом образуется специфическое грибовидное облако. После подрыва большой вакуумной бомбы в Ираке во время операции «Буря в пустыне» появились сообщения, что американцы применили тактическое ядерное оружие.
Между тем способность топливно-воздушной смеси дробить или разрушать преграду весьма низка. А вот для человека, пожалуй, трудно представить себе более губительное оружие. Даже не взорвавшись, например, из-за дождя или сильного ветра, такой «туман» сумеет заползти во все щели и отравить все живое. При взрыве те, кто не погиб в пламени, подвергаются воздействию мощнейшей ударной волны и вакуума. Медики указывают на характерные ранения при использовании вакуумных боеприпасов, среди которых контузии и слепота, разрыв барабанных перепонок, ожоги дыхательных путей и легких, многочисленные внутренние кровоизлияния, смещение и разрыв внутренних органов.
Между тем, прослеживаются и определенные перспективы у вакуумно-избыточного эффекта при использовании ядерного оружия. Предположим, в зону избыточного давления при подрыве первой боеголовки направляется второй заряд, который взрывается в уже сформированной суперплотной среде. При этом возникает поражающий ударный эффект, во много раз сильнее, чем при традиционном использовании ядерных боеприпасов соответствующей мощности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции