Рейтинг@Mail.ru
Кабинет Фрадкова: портрет уходящего правительства - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кабинет Фрадкова: портрет уходящего правительства

Читать ria.ru в
Дзен
Премьер России Михаил Фрадков, неожиданно для многих подавший прошение об отставке на старте избирательной кампании по выборам Госдумы, останется в истории как премьер, при котором экономика страны росла небывалыми в истории темпами...

Михаил Ефимович Фрадков. Биография 

"Жуют, жуют, а когда выплюнут, неизвестно". Самые яркие фразы Фрадкова 

МОСКВА, 12 сен - РИА Новости. Премьер России Михаил Фрадков, неожиданно для многих подавший прошение об отставке на старте избирательной кампании по выборам Госдумы, останется в истории как премьер, при котором экономика страны росла небывалыми в истории темпами, однако многие экономисты сходились во мнении, что заслуги кабинета в этом были минимальны.

При этом Фрадков, назначение которого в марте 2004 года за две недели до президентских выборов стало также неожиданностью для политической элиты, не смог стать полноправным членом команды президента, а его демонстративная лояльность Кремлю воспринималась как отсутствие инициативности и собственного взгляда на развитие экономики страны.

"Это должен быть человек, безусловно, высокопрофессиональный, человек порядочный, имеющий хороший опыт работы в различных областях государственной деятельности", - говорил президент России Владимир Путин в марте 2004 года о критериях, исходя из которых он искал главу правительства, который должен был проработать с ним второй президентский срок.

Однако Фрадков, по мнению главы государства, не полностью справился с поставленными задачами, о чем он и сказал ему во вторник.

Правительство Фрадкова добилось ряда очевидных результатов, в частности, в процессе консолидации государственных активов в различных отраслях экономики, создало несколько институтов развития, предназначенных для перераспределения ресурсов, которые получает страна от высоких цен на нефть. Однако при этом Фрадкова обвиняли в том, что он нередко затягивал многие структурные реформы, а его разногласия с многими членами экономического блока правительства нередко выплескивались на публику в виде обмена взаимными колкостями на заседаниях правительства.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЫСОКИХ ЦЕН НА НЕФТЬ

Экономический рост за три с половиной года работы правительства Фрадкова, составлял около семи процентов в год, что практически соответствует поставленной президентом цели удвоения валового внутреннего продукта к 2010 году. Сам Фрадков называл эту цель, сформулированную президентом еще перед правительством его предшественника Михаила Касьянова, в числе безусловного приоритета своего кабинета.

Однако мало кто из экономистов относил такой рост за счет активности правительства. Главным фактором, который позволил правительству показывать высокие темпы роста экономики и принимать решения о повышении денежных доходов населения, стали высокие цены на нефть, которые все эти годы устойчиво держались на уровне 60-70 долларов за баррель.

Высокие цены на нефть стимулировали приток денег в страну, и это создавало правительству Фрадкова одну из проблем, за которую его неоднократно критиковал президент, - инфляция. Кабинет Фрадкова в первые годы срывал целевой показатель инфляции, и лишь в последние полтора года смог снизить темпы годового роста цен в стране ниже психологически важного рубежа в 10%.

Аккумулирование в стабилизационном и инвестиционном фонде России значительных ресурсов также становилось причиной споров на правительстве. Сторонники консервативной финансовой и инвестиционной политики, в частности, министр финансов Алексей Кудрин выступали против попыток растратить эти деньги на государственные инвестиции, в то время, как Фрадков предлагал проводить более агрессивную инвестиционную политику.

В итоге было принято компромиссное решение о том, что сотни миллиардов рублей государственных денег, полученных от высоких цен на нефть, будут тратиться на отдельные проекты, отобранные на конкурсной основе, а правительство установит жесткий контроль за обоснованностью этих расходов.

Фрадков также отличался заметной медлительностью в принятии решений, из-за чего становился объектом критики со стороны многих компаний. В частности, на заре своего премьерства он на полгода отложил принятие решения о схеме проведения аукционов, на которых должны были продаваться энергогенерирующие активы в рамках реформирования РАО ЕЭС, что замедлило весь процесс реформирования энергетической отрасли.

В прошлом году из-за того, что правительство не смогло вовремя принять решение о закупке национальным авиаперевозчиком "Аэрофлотом" дальнемагистральных самолетов у американской компании Boeing, компания понесла серьезные убытки, так как потеряла возможность купить эти самолеты с серьезной скидкой. Депутат Госдумы и предприниматель Александр Лебедев, контролирующий блокирующий пакет "Аэрофлота" даже грозился подать на Фрадкова в суд.

ТРУДНОСТИ ФРАДКОВА

Однако самым громким провалом правительства Фрадкова стал процесс так называемой "монетизации социальных льгот", когда власти решили заменить предоставление ряда социальных услуг населению (бесплатные лекарства, проезд на общественном транспорте, лечение и другие услуги) денежными выплатами с тем, чтобы повысить их адресность.

Реализация с начала 2005 года "101-го федерального закона", которые предполагал переход на финансовые выплаты социально незащищенным группам населения спровоцировал небывалые для современной России выступления пенсионеров в различных регионах страны. Путин резко раскритиковал правительство за слабую подготовку вступления в действие этого закона, в результате многие его положения были пересмотрены, а их вступление в силу отложено.

Президент также отказался поддержать идею Фрадкова резко снизить бюджетообразующий налог на добавленную стоимость до 13% с 18% для повышения экономической активности российских предприятий, встав на сторону главы Минфина Кудрина.

Президенту нередко приходилось лично вмешиваться в экономическое управление страной, которое является прерогативой правительства, что воспринималось некоторыми аналитиками как знак неполного доверия Фрадкову со стороны президента. В частности, это касалось вопросов реформирования естественных монополий, крупнейших сделок, решения ряда социальных проблем.

Видимое ослабление позиций Фрадкова произошло весной 2006 года, когда первым вице-премьером, ответственным за национальные проекты, был назначен глава администрации Путина и его ближайший соратник Дмитрий Медведев. После того, как в феврале 2007 года "вторым" первым вице-премьером стал министр обороны Сергей Иванов, политологи практически в один голос заговорили о том, что вопрос ухода Фрадкова с поста премьера - вопрос практически решенный.

Чего добилось и какие ошибки совершило правительство Фрадкова?>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала