Нур Омаров, член Экспертного совета РИА Новости.
Киргизско-российские отношения, охватывающие более двух веков, должны получить качественно новый импульс для развития. Именно таков был настрой ряда участников бизнес-форума «Кыргызстан-Россия», прошедшего 7-9 сентября 2007 года в Бишкеке под патронатом ЕврАзЭС. Но что нужно сделать для прорыва в двустороннем экономическом сотрудничестве?
Ответ на этот вопрос можно найти в недавнем прошлом. Первый Инвестиционный форум «Кыргызстан-Россия» состоялся в конце октября 2003 года и был прямо привязан к официальному визиту Владимира Путина в столицу Киргизии. Достаточно сравнить решения прежнего форума с нынешним, чтобы убедиться в том, что серьезного прорыва, пока, по-видимому, добиться не удалось. Как и в 2003 году, речь на нынешнем бизнес-форуме шла о взаимодействии в топливно-энергетическом комплексе, развитии инвестиционного сотрудничества в области промышленности и сельского хозяйства.
В последующем отдельные положения Инвестиционного форума 2003 года нашли свое отражение в повестке встречи глав государств-членов ЕврАзЭС в Астане в 2004 году. Именно тогда было предметно заявлено о готовности России и Казахстана посредством ЕврАзЭС вложить в развитие гидроэнергетического комплекса Киргизии около 10 млрд. долларов. Речь, в частности, шла о реконструкции Камбар-Атинских ГЭС 1 и 2. После «тюльпановой революции» 24 марта 2005 года решимость российских и казахстанских инвесторов к масштабным вложениям в экономику Кыргызстана поугасла, и объектом приложения усилий был избран более прогнозируемый Таджикистан. И, вот, в 2007 году, происходит очередной всплеск интереса к экономике Кыргызстана.
Оценивая работу бизнес-форума «Кыргызстан-Россия» стоит обратить внимание на некоторые обстоятельства. Прежде всего, подчеркнуто экономический характер мероприятия, поскольку в нем не принял участия ни один российский политик высокого ранга. Да и сам форум проходил под патронатом руководства ЕврАзЭС, что, по мнению отдельных аналитиков, позволяет судить о преднамеренном дистанцировании официального Кремля от происходящего. А сравнение повесток двух форумов в Киргизии с разницей в четыре года позволяет увидеть совпадение большинства позиций и даже конкретных названий, включая предлагаемые для инвестиций предприятия. В силу этого прошедший бизнес-форум можно назвать скорее «реабилитационным» для экономических отношений России и Кыргызстана, нежели имевшим характер перехода к качественно более высокому уровню. Достаточно лишь обратиться к конкретным решениям форума, чтобы вновь убедиться в этом. По его итогам подписано 9 соглашений, конкретным среди которых можно назвать лишь одно - об открытии павильона Киргизии на ВВЦ в Москве.
Объективно оценивая ситуацию, надо признать, что российский бизнес сегодня имеет сравнительно ограниченный интерес к масштабным вложениям в экономику Киргизии. Это объясняется удаленностью и крайней узостью киргизского рынка, сопровождаемой, помимо всего прочего, непредсказуемым поведением киргизских чиновников и разного рода групп влияния, периодически пытающихся «изменить правила игры» в свою пользу. Рождаемый этим высокий уровень коррупции и инвестиционных рисков приводит к тому, что российский частный бизнес не очень охотно идет в Киргизию, подчиняясь, скорее, периодическим понуканиям со стороны своих политических кругов хоть как-либо крепить «взаимовыгодное сотрудничество» в СНГ. Самым наглядным примером тому стало недавнее заявление президента Путина в ходе Бишкекского саммита ШОС о готовности России вложить в Киргизию инвестиций до 2 млрд. долларов лишь при условии максимальной прозрачности действий киргизской стороны в их использовании. Результатом становится вялотекущий рост явно неравномерного внешнеторгового обмена. Если киргизские чиновники заявляют о том, что доля России во внешнеторговом обороте страны достигает 30%, то для России киргизская доля во взаимном обмене не превышает и половины процента. Причем, несмотря на постоянный рост физического объема взаимной торговли, достигшей по итогам 2006 года 750 млн. долларов, можно судить о сохраняющейся тенденции падения доли России во внешнеторговом обороте Киргизии. Если в конце 1990-х годов она достигала 60-70%, в 2005 году - 50%, то сейчас снизилась до указанных 30%. Может быть, эта ситуация начнет меняться в лучшую сторону со вступлением России в ВТО, участником которой является Киргизия. Однако, судя по всему, до этого еще далеко.
Помимо отмеченных, существуют и субъективные ограничители участия российского бизнеса в Киргизии. За годы суверенитета страна растеряла промышленную базу, включая кадровый потенциал квалифицированных рабочих и профессиональных руководителей. В итоге для реализации масштабных российских проектов в Киргизии, да и ряде стран Центральной Азии, необходимо завозить квалифицированный персонал с тем, чтобы возложить на него фактическое продвижение проектов. Это вынуждены сегодня признавать не только российские, но и киргизские участники бизнес-форума.
Не менее серьезным препятствием на пути вероятных инвестиций России в Киргизию выступает ставшая притчей во языцех неспособность местных чиновников создать условия для практического воплощения предлагаемых бизнес-проектов. Ярким примером тому являются итоги прошлогоднего визита мэра Москвы. Юрий Лужков покинул страну явно разочарованным. Несмотря на уверения киргизской стороны, ни один из предложенных его вниманию бизнес-планов так и не был сопровожден надлежащей документацией и реальным материальным обеспечением. Из-за этого Киргизия потеряла серьезные возможности для продвижения своих экономических интересов.
Приходится признать, что пока Киргизия представляет интерес для России не сама по себе, а лишь как часть других, более масштабных проектов в Центральной Азии. В этом ряду может быть обозначен проект освоения гидроэнергетических ресурсов ЦА - создание энергетического консорциума, позволяющего объединить и использовать в рамках единой энергосистемы относительно дешевые гидроресурсы Таджикистана и Киргизии. Далее, по всей видимости, не менее интересно для России использование некоторых природных ископаемых Средней Азии, позволяющих отчасти составить альтернативу сырью из Казахстана.
Несмотря на эти и иные трудноразрешимые моменты, сотрудничество с Россией, по-прежнему, остается одним из наиболее очевидных приоритетов внешней политики и экономической дипломатии Киргизии. Однако, для того, чтобы Киргизия превратилась в полноценного стратегического партнера России в Центральной Азии, она должна целенаправленно выполнять обязательства, возлагаемые на нее этим высоким статусом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции